Мне предстоит еще сделать следующие разъяснения к основным чертам моего
учения о праве,
изложенным мною в § 62 первого тома, а
также
в § 17 моего
конкурсного сочинения о фундаменте морали.
Те, которые
вместе
со Спинозой
отрицают,
что вне
государства может
существовать какое бы то ни было право, смешивают
средства к
осуществлению
права с самим правом. Защита (охрана) права, разумеется, обозначена только в
государстве, но самое право существует независимо от последнего, ибо насилие
может только
подавить его, но не уничтожить. Вот почему
государство, это--
не что иное,
как
охранительное учреждение, ставшее необходимым
вследствие
тех бесчисленных посягательств, которым подвергается человек и
которые он в
состоянии отражать не в одиночку, а в союзе с другими людьми. Таким образом,
цель государства такова:
1) Прежде всего -- внешняя охрана,
которая может сделаться необходимой
как
против неодушевленных сил природы или диких зверей, так и против людей,
т.е.
других
народностей, хотя последний случай --
самый частый и
важный,
потому что злейший враг
человека
--
это человек: homo
homini
lupus
est
("человек человеку волк"). Так как ввиду этой цели народы, -- правда, только
на словах, а
не на
деле
-- провозглашают принцип,
что
они всегда
будут
относиться
друг к
другу
только
оборонительно, а не
наступательно, то
и
возникает международное право.
Последнее в сущности не что иное, как
право
естественное,
сохранившее
здесь,
т.е.
между
одним
народом
и
другим,
единственную
сферу
своей практической действенности: только в этой области
может
оно
распоряжаться,
потому
что
его
более
мощный
сын,
право
положительное, нуждающееся
в судье и исполнителе,
не может приобрести себе
здесь
обязательной
и реальной силы. Поэтому международное право сводится к
известной
степени
нравственной
воли
во
взаимных отношениях
народов,
и
поддержание
этого нравственного правопорядка составляет
дело
чести
всего
человечества.
Трибунал,
перед которым разбираются
процессы, возникшие
на
этой почве, это -- общественное мнение.
2) Внутренняя охрана, т.е. защита членов какого-нибудь государства друг
от
друга,
иначе
говоря
--
обеспечение
частного
права,
осуществляемое
поддержанием
законного
правопорядка,
который
заключается
в
том,
что
сконцентрированные силы всех защищают каждую
отдельную
личность, -- отсюда
возникает такой феномен всеобщего соблюдения прав (законов), как если бы все
были справедливы, и никто друг друга не хотел обижать.
Но так как во всех человеческих делах устранение одного зла обыкновенно
открывает дорогу к новому злу, то обеспечение этой двойной
охраны влечет за
собою потребность в третьей, т.е. оказывается нужна.
3)
Охрана против охранителя,
т.е. против
того или тех, кому общество
поручило блюсти охрану, -- иными словами, обеспечение публичного права.Лучше
всего это обеспечение, по-видимому, осуществляется тогда,
когда раздробляют
триединство
охраняющей власти, т.е. отделяют и разъединяют одну
от
другой
власти
законодательную, судебную и
исполнительную,
так что
каждая из них
поручается разным лицам и
функционирует независимо одна от
другой. Великая
ценность
и
основная
идея
королевской
власти
заключается,
по-моему,
в
следующем:
так
как
люди
остаются
людьми,
то
один из
них
должен быть
поставлен
так
высоко, ему
должно
обеспечить
столько
власти, богатства,
безопасности
и абсолютной неприкосновенности, чтобы ему
лично
для себя не
оставалось уже ничего больше желать,
бояться и надеяться;
вследствие этого
присущий
ему,
как
и всякому другому
человеку,
эгоизм,
как
бы
в
силу
нейтрализации, уничтожается,
и
он,
король,
словно бы он
был не человек,
оказывается способным
творить
справедливость и иметь
в виду
уже не
свое
личное, а только общее благо. В этом источник того как бы сверхчеловеческого
характера, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz