проблематической
цели исправления.
Но
вообще никогда
нельзя одним
средством
стремиться к достижению двух разных целей; тем более надо сказать
это о тех
случаях,
когда обе цели в том или
другом смысле противоположны.
Воспитание, это -- благодеяние; наказание,
это -- страдание: пенитенциарная
система хочет одновременно осуществить и то, и другое. Далее, как бы ни было
велико то участие, которое грубость и
невежество, в союзе с внешней нуждою,
принимают
во
многих преступлениях, все-таки нельзя приписывать им
главной
роли,
потому что бесчисленное
множество других
людей,
живущих
в той
же
грубости и в совершенно исходных обстоятельствах, не совершают преступлений.
Главную
роль
в
последних
играет поэтому
личный,
моральный
характер, а
последний,
как я это
выяснил в своем конкурсном сочинении о свободе
воли,
безусловно
не меняется. Поэтому действительное моральное исправление даже и
невозможно, -- возможно только устрашение
перед
поступком.
Наряду с этим,
конечно,
возможно
достигнуть
и
того,
чтобы преступник просветлел умом и
чтобы в нем
проснулась
любовь к
труду:
результат покажет, насколько
это
возрождение продолжительно. Кроме того, из установленной мною в тексте
цели
наказания
явствует,
что, насколько
возможно, мнимая
тягость
его
должна
преобладать
над действительною, -- между тем одиночное заключение достигает
обратного. О великой муке
его никто
не
свидетельствует, и тот, кто еще не
испытал ее, совсем не может ее предвосхитить и оттого не страшится перед ней
Человеку,
которого
нужда
и
горе
манят
к
преступлению,
она
грозит
противоположным
полюсом
человеческого
страдания
--
скукой;
но,
как
справедливо замечает Гете:
"Если ждет нас тягостная мука,
Нам желанной гостьей будет скука".
{sup}335{/sup} праву на адекватное возмездие (лат.).
И
для человека,
находящегося
в
таком
положении
нужды, перспектива
одиночного заключения
так
же не
страшна, как
и
вид тех
чертогообразных
тюрем, которые честные
люди строят
для мошенников. Если
же
рассматривать
одиночные
тюрьмы
как учреждения воспитательные,
то остается сожалеть, что
доступ туда открывает только преступление, -- лучше бы им опережать его...
Если,
как
учил
Беккария,
наказание
должно
строго
соответствовать
преступлению, то это
основывается не
на
том,
что
первое должно
служить
искуплением
за
последнее,
а
на
том, что
залог
должен
соответствовать
ценности того,
за
что он оставлен.
В силу этого каждый вправе требовать в
залог безопасности собственной жизни чужую
жизнь; но он не вправе требовать
того
же в залог безопасности
своего имущества,
потому что
для последнего
достаточным залогом является чужая свобода. Вот почему для обеспечения жизни
граждан
смертная
казнь
безусловно
необходима.
Тем,
кто
хотел
бы
ее
упразднить,
следует
сказать: "удалите
прежде
из мира убийство, а за
ним
последует
и
смертная
казнь".
По
той же
причине
смертная
казнь должна
следовать
и за умышленное покушение
на убийство, как и за
самое убийство:
ибо
закон
хочет
карать
поступок,
а
не
мстить
за
его исход.
Вообще,
правильным
масштабом
для
грозящего
наказания
являются
те
вредные
последствия,
которые
желательно
предотвратить,--
а
не
служит
подобным ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz