графа
Монталамбера (Montalembert)
и "Жизнь Ранcе" Шатобриана (Chateaubriant -- La
vie de Rance); но конечно это нисколько не исчерпывает всего значительного в
данной области. Кто
читал подобные творения
и сравнивал их дух с тем духом
аскезы
и
квиетизма,
который
проникает
все
произведения
брахманизма
и
буддизма и веет с их каждой страницы, тот согласится, что всякая
философия,
которая, оставаясь
верной
самой
себе, вынуждена отвергать
подобный строй
мысли (а
это
возможно только
втом
случае, если
представителей
его
она
считает
обманщиками
или сумасшедшими),
--
всякая
такаяфилософия уже
по
одному
этому
непременно
должна быть ложной.
Между
тем
именно
в
таком
положении находятся все европейские системы философии, за исключением
моей.
Поистине
странное
это
должно
быть
помешательство,
которое
при
самых
разнообразных обстоятельствах и
у
самых
разнообразных лиц
находило
себе
такое
единодушное
выражение
и
которое
при
этом
самые
древние
и
многочисленные
народы
земли (именно,
около трех четвертей всего населения
Азии)
подняли
на
высоту
главного
учения своей религии...
Нет, проблему
квиетизма и
аскетизма
не
должна отвергать
ни одна
философия, коль скоро
перед
ней возникает
этот
вопрос, --
ибо
последний по своему
содержанию
тожествен
с
проблемой
всякой метафизики и
этики.
Здесь, таким
образом,
находится тот предел,
где я бросаю вызов всякой философии с ее оптимизмом и
требую, чтобы она об этом высказалась. И если
в суждении моих современников
парадоксальное
и
беспримерное
совпадение
моей
философии с
квиетизмом и
аскетизмом составляет
явный
камень
преткновения, то я, наоборот, именно в
этом вижу доказательство того, что она -- единственно правильная и истинная,
как
этим
же я объясняю
и
то,
что
ею
благоразумно
пренебрегают
и
ее
замалчивают в протестантских университетах.
{sup}*{/sup}
Духовное руководство Михаила де Молино: по-испански 1675,
по-итальянски
1680,
на
латинском
языке
1687,
французское
издание
не
представляет
редкости,
его
название:
"Сборник
разных
работ
касательно
квиетизма Молино и его последователей". Амстердам, 1688.
* Michaelos de
Molinos manuductio spiritualis; hispanice 1675, italice
1680
latine 1687, gallice in
libro non
adeo raro, cui titulus: Recueil de
diverses pieces concernant le quietisme, ou Molinos et ses disciples. Amstd.
1688.
Ибо не
только
религия Востока, но и подлинное
христианство бесспорно
имеет
тот
основной
аскетический
характер,
который
моя
философия
истолковывает как отрицание воли к жизни, -- хотя протестантизм,
особенно в
его современном виде, и
пытается это
затушевать. Ведь
недаром выступили в
последнее время явные враги христианства, которые уличали
его
в
проповеди
лишений, самоотречения, безусловного целомудрия и вообще умерщвления
плоти;
они
совершенно
правильно называют все
это
"антикосмической
тенденцией",
основательно
указывая,
что
она
присуща
первоначальному
подлинному
христианству.
В этом отношении они бесспорно правы. Но то, что они видят
в
этом явную и неоспоримую укоризну для христианства,
между тем как именно
в
этом
заключается
его глубочайшая
истинность,
его
величие и
возвышенный
характер, -- ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz