????
????????????
???? ????????,
??
??
????????
?????
???
???
?????????
?
??
????????????
???
??????????
??????.
???
??
????
???????
?????
?????
???????????,
?? ????
???
??
?????
(??
??
??????
????????),
?????
???
???
?????,
??? ????
????
?????
???
?????,
????
??
?????
??
??????,
???
????
?????,
????? ?? ?????.
(Stulta, et prolixas non admittentia curas
Pectora: qui sperant, existere posse, quod ante
Non fuit, aut ullam rem pessum protinus ire; --
Non animo prudens homo quod praesentiat ullus,
Dum vivunt (namque hoc vital nomine signant),
Sunt, et fortuna tum conflictantur utraque:
Ante ortum nihil est homo,
nee post funera quidquam.) {sup}258{/sup}
{sup}258 {/sup}Глупые, недальновидные, они воображают, будто может
существовать что-то такое, чего не было раньше, или будто
может погибнуть то, что прежде существовало.
Никто разумный не поразмыслит, что люди существуют,
пока они живут (ведь это и зовется жизнью)
и терпят как ту, так и другую участь; также,
никто не поразмыслит, будто до рожденья
человек -- ничто, и будто, он ничто и после смерти. (лат.)
Не
менее
заслуживает упоминания высоко
замечательное и
в
контексте
поражающее
место
в
"Jacques
fataliste"
Дидро:
"огромный чертог,
и
на
фронтоне
его
надпись:
я не
принадлежу никому и принадлежу всему миру; вы
были здесь прежде, чем вошли, вы будете здесь, когда уйдете отсюда".
Конечно в том смысле, в каком человек при рождении возникает из ничего,
он и со
смертью
обращается
в ничто. Близко
познать это
"ничто"
было бы
весьма интересно, так как нужно лишь относительное остроумие, для того чтобы
видеть, что это эмпирическое ничто вовсе не абсолютно, т.е. не есть ничто во
всяком смысле.
К этому взгляду
приводит уже и то
эмпирическое наблюдение,
что все
свойства родителей возрождаются
в детях, -- значит, они преодолели
смерть. Но об этом я буду говорить в особой главе.
Самый
большой
контраст
--
существующий
между
неудержимым
потоком
времени, увлекающим
с собою все его содержание, и оцепенелой неподвижностью
реально
существующего, которое во все времена одно и то же.
И если
с этой
точки зрения вполне объективно взглянуть на
непосредственные события жизни,
то
для
всякого
станет
явно
это Nunc
stans{sup}257{/sup}
в оси
колеса
времени.
А глазам
существа,
несравненно более долговечного, которое одним
взглядом
могло
бы
окинуть человеческий
род на
всем
его продолжении, --
вечная смена рождения и смерти предстала бы лишь как непрерывная вибрация, и
оттого ему не пришло бы на мысль видеть в этом вечно новое
возникновение
и
переход из
ничего
в ничто: нет, подобно тому
как
быстро
вращаемая искра
принимает
для
нас
вид
неподвижного
круга,
подобно
тому
как
быстро
вибрирующее перо
кажется неподвижным
треугольником,
а
дрожащая струна --
веретеном,
так
взорам
этого
существа род предстал бы как
нечто сущее
и
неизменное, а смерть и рождение -- как вибрации.
Мы до
тех пор будем иметь
ложное
представление о неразрушимости
для
смерти нашего истинного существа, пока не решимся изучить эту неразрушимость
сначала на животных и отказаться от исключительного притязания на особый вид
ее
--
под
горделивым
именем
бессмертия.
Именно
это
притязание
и
ограниченность
того
мировоззрения,
из
которого
оно
вытекает,
являются
единственной
причиной
того,
что
большинство
людей
упорно
отказываются
признать ту очевидную истину, что мы в существенном и основном -- то же, что
и животные, и приходят в ужас от каждого намека на это родство с последними.
Между тем отрицание этой истины
больше всего другого
преграждает им путь к
действительному ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz