немыслимо,
чтобы то, что
в
какой-нибудь данный
момент
обладает полнотою
реальных
сил,
когда-либо
превратилось
в
ничто
и
затем,
в
течение
бесконечного времени, больше
не существовало. Отсюда -- христианское учение
о
возрождении
всех вещей, отсюда -- учение
индусов
о все
новом и
новом
творчестве
мира Брахмой, отсюда -- аналогичные догматы греческих философов.
Великая
тайна нашего бытия и небытия, для разгадки которой и придуманы были
эти
и все родственные им догматы, в
конечном счете зиждется на том, что то
самое, что
объективно составляет бесконечный ряд времени, субъективно
есть
точка, неделимое,
вечное
настоящее: но кто
поймет
это?
Лучше других это
прояснил
Кант
в
своем
бессмертном
учении
об
идеальности
времени и
о
всеединой
реальности
вещи
в
себе.
Ибо
из
этого
учения
следует,
что
истинно-существенная
сторона вещей,
человека,
мира
неизменно
пребывает,
незыблемая и твердая, в
Nunc stans{sup}257{/sup}
и
что
смена
явлений
и
событий
представляет
собою не
что
иное, как результат нашего
восприятия
этого Nunc
stans с помощью формы вашей интуиции -- времени. Поэтому, вместо
того чтобы
говорить
людям:
"вы
родились, но
вы
умрете",
следовало
бы
сказать:
"вы --
не
ничто", и
надо разъяснить им это
в смысле изречения,
приписываемого
Гермесу
Трисмегисту:
??
???
?? ??? ?????{sup}265{/sup}
(Стоб[ей]. "Экл[оги]", 43, 6). Если же это не удастся и робкое сердце
опять
затянет свою старую жалобную песнь: "Я вижу, как все существа путем рождения
возникают из ничего
и спустя короткое время снова обращаются в ничто: и мое
бытие, теперь настоящее, скоро тоже будет лежать в далеком прошлом, и я буду
ничто!",
-- то правильный
ответ
на эту жалобу будет такой:
"Разве
ты не
существуешь?
Разве
ты
не
живешь в нем,
этом
драгоценном
настоящем,
к
которому вы все, дети времени,
так жадно
стремитесь, -- разве оно не твое,
действительно
твое? И разве
ты понимаешь,
как ты достиг
его?
Разве тебе
известны те пути,
которые привели тебя к
нему,
-- чтобы ты мог сознавать,
будто
смерть замкнет
их для
тебя? Самая возможность
какого бы то ни было
существования твоего я, после разрушения твоего тела,
для тебя непостижима.
Но
разве
она
может
быть
для тебя
более непостижима,
чем твое нынешнее
существование и
то, как ты его достиг?
Почему
же
ты сомневаешься, что те
самые пути,
которые открылись
пред тобою
для этого
настоящего,
не будут
открыты для тебя и ко всякому будущему?"
{sup}265 {/sup}"поистине, что есть, то же будет всегда" (греч.)
Хотя
все
подобные соображения, несомненно, и
могут пробудить
в
нас
сознание,
что
в нас
есть
нечто, для смерти неразрушимое, но
реально это
сознание зародится у
нас
лишь в
том
случае, если мы поднимемся на
такую
точку
зрения,
с которой рождение не является
началом
нашего бытия.
А уж
отсюда следует, что то начало в нас, которое представляется неразрушимым для
смерти, это, собственно, не индивид, -- тем более, что последний,
возникший
путем рождения и нося
в себе свойства отца и матери, служит только одним из
представителей своего
вида и, в качестве
такого, может быть лишь конечным.
Как, соответственно
этому, индивид не
имеет воспоминаний о своей
жизни до
своего
рождения, так после смерти не может он
иметь
воспоминаний о
своей
теперешней жизни. Но всякий полагает свое я в сознании, и оттого оно, это я,
представляется
нам
связанным
с ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz