идет
навстречу
смерти,
то
это
прославляют
как
великий
и
благородный подвиг: мы празднуем тогда славное торжество познания над слепою
волей
к
жизни,
--
волей,
которая
составляет
все-таки
ядро
нашего
собственного существа. С
другой стороны,
мы
презираем такого человека,
в
котором познание в этой борьбе
изнемогает, который во
что бы то
ни
стало
цепляется за жизнь, из последних сил упирается против надвигающейся смерти и
встречает ее с отчаянием *, а между тем в нем сказывается только изначальная
сущность нашего
я
и
природы.
И
кстати, невольно возникает вопрос: каким
образом безграничная
любовь к
жизни и
стремление
во
что
бы то ни стало
сохранить ее
возможно
дольше, -- каким
образом
это
стремление
могло бы
казаться презренным, низким и, в
глазах последователей
всякой
религии, не
достойным
ее,
если
бы жизнь была
подарком благих
богов,
который
мы-де
приняли со всею признательностью? И в таком случае можно ли было
бы считать
великим и благородным презрение к жизни?
* "В гладиаторских боях мы обычно презираем робких и униженно молящих о
пощаде.
Наоборот,
мы хотели бы сохранить жизнь тех, кто храбр и мужествен,
кто сам отважно предает себя смерти" (Cic. pro Milone).
Итак, эти соображения подтверждают для нас
то, что: 1) воля к жизни --
сокровеннейшая сущность человека; 2) сама по себе она бессознательна, слепа;
3) познание -- это первоначально чуждый ей, дополнительный принцип; 4)
воля
с этим познанием враждует и наше суждение одобряет победу знания над волей.
Если бы то, что нас пугает в смерти, была мысль о небытии, то мы должны
были бы
испытывать
такое
же содрогание при мысли о том времени, когда нас
еще не было. Ибо неопровержимо верно, что небытие после смерти не может быть
отлично
от
небытия
перед рождением
и, следовательно, не
более горестно.
Целая бесконечность
прошла уже, а нас еще не было, -- и
это
нас
вовсе не
печалит. Но то,
что после мимолетного интермеццо какого-то эфемерного бытия
должна последовать вторая бесконечность, в
которой нас уже не будет, -- это
в наших
глазах
жестоко, прямо невыносимо. Но быть
может,
эта жажда бытия
зародилась в нас оттого, что мы его теперь отведали и нашли высоко желанным?
Бесспорно,
нет, -- как
я это вкратце пояснил
уже выше; скорее, полученный
нами
опыт мог бы
пробудить
в нас тоску по
утраченном
рае небытия. Да
и
надежда на бессмертие души всегда связывается с надеждой на "лучший мир", --
признак того, это наш-то мир не многого стоит. И несмотря на все это, вопрос
о нашем состоянии после смерти трактовался, и в книгах, и устно, наверное, в
десять тысяч
раз чаще, нежели вопрос
о вашем состоянии до
рождения. Между
тем теоретически обе проблемы одинаково важны для нас и законны;
и тот, кто
сумел бы ответить на одну из них, тем самым решил бы и другую. У нас имеются
прекрасные декламации на тему о том, как наше сознание противится мысли, что
дух человека, объемлющий Вселенную и питающий столько великолепных замыслов,
сойдет
вместе
с
нами
в могилу. Но
о том, что этот
дух пропустил
целую
бесконечность, прежде чем он возник с этими своими качествами, и что мир так
долго вынужден был обходиться без него, --
об этом что-то ничего не слышно.
И
все-таки
для
сознания,
не
подкупленного
волей,
нет
вопроса
более
естественного,
чем
следующий: "Бесконечное
время
протекло, прежде
чем я
родился, --
чем
же был
я
все
это
время?"
Метафизический ответ на это,
пожалуй, был бы такой: "я всегда был я: именно, все те, кто
в течение этого
времени
называл себя
я, это
были я".
Впрочем, от
этого
метафизического
взгляда
вернемся
к нашей,
пока
еще вполне эмпирической точке
зрения,
и
допустим, что
меня
тогда
совсем
не было. Но
и с
этой
точки
зрения
в
бесконечности того времени, которое протечет после
моей смерти
и в которое
меня не
будет, я могу утешаться бесконечностью того времени, в которое меня
уже не было и которое является для меня привычным
и поистине очень
удобным
состоянием. Ибо бесконечность a parte post*без меня так же
мало заключает в
себе ужасного, как
и бесконечность
a parte ante**без
меня:
они ничем
не
отличаются одна от
другой, кроме того, что в промежутке между ними пронесся
эфемерный сон жизни. И все аргументы
в пользу загробного существования
так
же хорошо можно применить in
partem ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz