от
сознания к бессознательности совершается не так постепенно и не
опосредуется
сновидениями: в обмороке
у нас прежде
всего,
еще при полном
сознании, темнеет
в
глазах и
затем непосредственно наступает
глубочайшая
бессознательность; ощущение, которое человек испытывает при этом,
насколько
оно
вообще сохраняется, меньше всего
неприятно, и если сон -- брат смерти,
то несомненно, что обморок
и смерть -- близнецы. И насильственная смерть не
может быть болезненной, так как даже самые тяжкие раны обыкновенно совсем не
чувствуются и мы замечаем
их лишь спустя некоторое время
и часто -- только
по их внешним признакам:
если
смерть быстро
следует за
ними, то сознание
исчезает, до того как мы их заметим.
Если смерть наступает не скоро, то все
протекает так же, как и при обыкновенной болезни. Как известно, все терявшие
сознание в
воде,
или
от
угара,
или от удушения утверждают, что
это
не
сопровождалось
болезненными
ощущениями.
Наконец,
естественная
смерть, в
настоящем смысле этого слова, -- от старости,
эвтаназия, представляет собою
постепенное
и
незаметное удаление
из
бытия. Одна за
другой
погасают
у
старика страсти
и желания, а
с
ними --
и восприимчивость
к их объектам.
Аффекты
уже
не
находят
себе
возбуждающего
толчка,
ибо
способность
представления
все слабеет и слабеет,
ее
образы
бледнеют,
впечатления не
задерживаются и
проходят бесследно,
дни протекают
все быстрее
и быстрее,
события
теряют свою
значительность -- все блекнет. И глубокий старец
тихо
бродит кругом
или дремлет
где-нибудь
в
уголке --
тень и призрак
своего
прежнего существа. Что же еще остается здесь смерти для разрушения? Наступит
день,
и задремлет старик в последний раз, и посетят
его сновидения ...
те
сновидения, о которых говорит Гамлет
в своем знаменитом монологе.
Я думаю,
они грезятся нам и теперь.
Здесь надо заметить еще и то, что поддержание жизненного процесса, хотя
оно
и
имеет метафизическую
основу, совершается не без
противодействия и,
следовательно, не без некоторых усилий. Это именно они каждый вечер утомляют
организм, так
что
он прекращает мозговую
функцию
и
уменьшает
некоторые
выделения, дыхание, пульс и развитие
теплоты. Отсюда следует заключить, что
полное прекращение жизненного процесса должно
быть для его оживляющей
силы
удивительным облегчением. Быть может, в этом и
кроется одна из причин того,
что на лицах
большинства мертвецов
написано выражение покоя и
довольства.
Вообще, момент умирания, вероятно, подобен моменту пробуждения от тягостного
кошмара.
Таким образом, оказывается,
что смерть,
как ни
страшимся мы
ее,
на
самом деле не может представлять собою никакого
зла. Более того,
часто она
является благом
и
желанной
гостьей.
Все,
что
наткнулось на
неодолимые
препоны для своего существования или для своих стремлений, все, кто страдает
неисцелимой
болезнью
или
безутешной
скорбью,
--
чаще
всего
находят
открывающееся
им
само собой
убежище в возвращении
в лоно природы, откуда
оно,
как
и все остальное, ненадолго вышло, соблазненное
надеждой на более
благоприятные условия бытия, чем доставшиеся ему
в
удел, и
куда
для него
всегда открыта дорога назад. Это возвращение -- cessio bonorum{sup}253{/sup}
живущего.
Но
совершается
оно
только
после физической
или
нравственной
борьбы, до такой степени всякое существо противится возвращению туда, откуда
оно
так легко и охотно пришло в
жизнь, столь
богатую страданиями и
столь
бедную
радостью.
Индусы
придавали
богу смерти,
Яма, два
лица:
одно --
страшное,
пугающее,
другое
--
очень
ласковое
и
доброе.
Это
отчасти
объясняется только что приведенными соображениями.
{sup}253{/sup}отрешение от владений (лат.)
С эмпирической точки зрения,
на которой мы все
еще
стоим, само собою
возникает
одно
соображение,
которое ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz