к
жизни
открыта
бесконечность
пространства,
времени,
материи,
а
следовательно
--
и
неисчерпаемая возможность вернуться в бытие.
По-видимому, Теофраст Парацельс,
который
не
обсуждал этой темы и был
очень далек от всего строя моих воззрений, все-таки напал, хотя и мимолетно,
на изложенную здесь мысль; дело в том, что в совершенно другом контексте и в
своей
обычной беспорядочной манере
он сделал однажды
следующее интересное
замечание:
"это
--
те,
которых
совокупил
Бог,
подобно
той,
которая
принадлежала Урии и Давиду; хотя это (так внушила себе человеческая мысль) и
диаметрально
противоречило
честному
и
законному супружеству...
Но
рaди
Соломона, который не мог родиться ни от
кого другого, кроме как от Вирсавии
в
соединении с
семенем
Давида,
Бог и сочетал его с нею, хотя и стала она
прелюбодейкой"
("О
долгой
жизни",
I,
5).
Тоска
любви,
??????,
?оторую
поэты всех времен
неутомимо
воспевали на
разные и бесконечные лады
и
которой
все-таки
не исчерпали,
которая
даже
не под
силу
их изобразительной
мощи;
эта
тоска,
которая
соединяет обладание определенной
женщиной с
представлением
о
бесконечном
блаженстве
и
невыразимую
печаль
--
с
мыслью,
что
такое
обладание
недостижимо,
--
эта тоска и эта
печаль
любви не могут
почерпать
своего
содержания
из потребностей какого-нибудь эфемерного индивида: нет,
это
--
вздохи гения рода, который видит, что здесь ему суждено обрести или потерять
незаменимое средство для своих целей, и потому он глубоко стонет. Только род
имеет
бесконечную
жизнь,
и
поэтому
только
он
способен
к
бесконечным
желаниям, к бесконечному
удовлетворению и к бесконечным
скорбим. Между тем
здесь, в любви, все это заключено в
тесную грудь смертного существа: что же
удивительного, если
эта грудь иногда
готова
разорваться и не
может найти
выражения
для
переполняющих
ее предчувствий
бесконечного блаженства
или
бесконечной скорби? Вот что, следовательно, дает содержание высоким образцам
всякой
эротической поэзии, которая поэтому
и изливается в
трансцендентных
метафорах,
воспаряющих
над
всем
земным.
Об этом
пел Петрарка,
это
--
материал для Сен-Пре, Вертеров и
Джакопо Ортизи, которых иначе нельзя
было
ни понять, ни объяснить. Ибо на каких-нибудь
духовных,
вообще объективных,
реальных
преимуществах
любимой женщины не
может
покоиться
та бесконечно
высокая оценка, которую мы
делаем
нашей возлюбленной, хотя бы
уже потому,
что последняя для этого часто недостаточно знакома влюбленному, как это было
в
случае
с
Петраркой.
Только
дух
рода один может
видеть
с первого же
взгляда, какую цену имеет женщина для него, для его целей. И великие страсти
возникают обыкновенно с первого же взгляда:
Who ever lov'd, that lov'd not at first sight?
(Shakespeare. As you like it. III, 5){sup}296{/sup}
{sup}296{/sup}Любил ли тот, кто сразу не
влюбился? -- Шекспир. Как вам
это понравится. Акт 3, сцена 5 (англ.).
Замечательно в этом отношении одно место из знаменитого, вот уже двести
пятьдесят лет, романа "Гузман де Альфараш" Маттео Алемана:
"Для того чтобы полюбить, не нужно много времени, не нужно размышлять и
делать выбор: необходимо только,
чтобы при первом и едином взгляде возникло
некоторое взаимное соответствие и сочувствие,
то, что
в обыденной жизни мы
называем обыкновенно симпатией крови
и
для
чего
надобно
особое
влияние
созвездий" (ч. II, кн. III, гл. 5).
Вот почему и утрата любимой женщины, похищенной соперником или смертью,
составляет для страстно влюбленного такую скорбь, горше
которой нет ничего:
эта скорбь имеет характер трансцендентный, потому что она поражает
человека
не
как
простой
индивид,
а в
его
вечной
сущности,
в
жизни рода,
чью
специальную волю и поручение
он
исполнял своей любовью. Оттого-то ревность
столь мучительна и
яростна, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz