этого
утверждения, открывающий путь к искуплению и возобновлению
жизни, совершенно
парализуется.
Наконец,
изложением
этих
парадоксальных
мыслей
я
хотел
оказать
небольшую
услугу
профессорам философии,
весьма
озадаченным
все
большим
распространением моей
философии,
о
которой они
постоянно
умалчивали:
я
предоставляю им
возможность
клеветать,
будто я
защищаю педерастию и призываю к ней.
ХL.Об утверждении воли к жизни
* Эта глава связана с § 60 первого тома.
Если бы воля к жизни проявлялась только в инстинкте самосохранения, это
было
бы
лишь
утверждением
индивидуального
явления
за
период
его
естественного
существования.
Труды
и
заботы
такой
жизни
были
бы
незначительны, и она протекала бы легко
и радостно. Но поскольку воля хочет
жить вообще
и всегда, то она выступает также и
в виде полового
инстинкта,
который
охватывает
бесконечный
ряд поколений.
Этот
инстинкт
уничтожает
беззаботность,
радость
и
невинность
чисто индивидуального существования,
привнося
в сознание тревогу и меланхолию, а в жизнь -- заботу, неприятности
и нужду. Если же,
как это иногда происходит, инстинкт добровольно подавляет
себя, то начинается перерождение
воли
и выбор нового пути развития.
Тогда
она
растворяется
в индивиде
и не
выходит
за
его пределы.
Правда,
это
возможно
только
посредством
болезненного
насилия,
которому
индивид
подвергает
себя сам.
Но,
когда это
происходит,
к
сознанию возвращается
беззаботность
и радость индивидуального существования, причем
в наибольшей
степени. И наоборот, при удовлетворении этого сильнейшего из всех влечений и
желаний
закладываются
основы
нового
существования
и
жизни
со всеми ее
тяготами, заботами, бедами и страданиями, но уже в другом индивиде;
но если
бы они оба были вообще и сами
в себе столь же различны между собой, как и в
явлении, то где же тогда вечная справедливость?
Жизнь предстает
перед нами
как задача, как задание,
которое надо
выполнить,
и поэтому в
большинстве
случаев
она приносит
с собой постоянную борьбу с трудностями.
Вот
почему
каждый
стремится облегчить свою
участь,
отбывая жизнь
как
повинность
и
наказание.
Но
кто же заключил договор об этой повинности? Отец
индивида в
наслаждении
сладострастием.
Таким
образом,
за
то,
что
один
испытал
наслаждение,
другой
должен жить, страдать
и умереть. Но
мы уже
знаем
и
вспоминаем
теперь, что
различие
однородного
обусловлено пространством
и
временем, которые я в этом смысле и назвал principium individuationis. Иначе
надежда
на
вечную справедливость была
бы утрачена.
Именно
на
том,
что
родитель
узнает
в
рожденном
самого себя, и
основана
отцовская
любовь,
вследствие которой отец готов ради
своего ребенка на гораздо большие труды,
страдания и жертвы, чем ради самого себя, считая это своей обязанностью.
Жизнь человека
с ее бесконечными трудами,
нуждой и страданием следует
рассматривать
как
объяснение и
парафраз акта
зачатия,
т.е. решительного
утверждения
воли к жизни; с этим связано и то, что
человек
обязан природе
смертью
и
с
тоской
думает
об
этом
обязательстве.
Разве
это
не
свидетельствует
о
том, что в нашей
жизни
заключена некая вина? И ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz