целью которого является
будто
бы счастье
человека. Исходя
отсюда, каждый
думает, что он имеет законнейшее право на счастье и наслаждение; и если, как
это обыкновенно
бывает,
последние не выпадают на
его долю,
то он считает
себя несправедливо обиженным
и не достигшим
цели своего
бытия; между
тем
гораздо правильнее было бы видеть
цель нашей жизни в труде, лишениях, нужде
и скорбях, венчаемых смертью (как это и делают брахманизм и буддизм, а также
и подлинное христианство), потому
что именно
эти невзгоды вызывают
у
нас
отрицание
воли к жизни. В
Новом Завете мир изображается как
юдоль печали,
жизнь
--
как процесс очищения и символом
христианства служит орудие муки.
Поэтому, когда Лейбниц,
Шефтсбери, Боллингброк
и
Попа выступили
со своим
оптимизмом, то
общее смущение,
с которым
они были встречены, основывалось
главным
образом
на том, что
оптимизм и христианство несовместимы, как это
основательно
выяснил
Вольтер
в
предисловии
к
своему
прекрасному
стихотворению
"Le
desastre
de
Lisbonne"{sup}321{/sup},
которое
тоже
решительно направлено против оптимизма. То, что
ставит этого великого мужа,
которого я,
вопреки поношениям
продажных немецких бумагомарак, так любовно
прославляю, то, что ставит его гораздо выше Руссо, обнаруживая в нем большую
глубину
мысли,
это
-- следующие
три воззрения его:
1)
он
глубоко
был
проникнут
сознанием
подавляющей
силы
зла
и
скорби
человеческого
существования; 2) он был
убежден
в строгой необходимости волевых актов; 3)
он считал истинным положение Локка, что мыслящее начало вселенной может быть
и материальным; между
тем Руссо в своих декламациях оспаривал все это, как,
например, в
своем "Profession
de foi
du
vicaire Savoyard"{sup}322{/sup},
этой плоской философии протестантских пасторов; в этом же духе он,
во славу
оптимизма, выступил против только что упомянутого прекрасного стихотворенияс
нелепым, поверхностным и логически неправильным рассуждением -- в специально
посвященном
этой цели длинном письме к Вольтеру от 18-го августа 1756 года.
Вообще,
основная
черта
и
??????
??????{sup}323{/sup}
всей
философии
Руссо
заключается в
том,
что вместо христианского учения о
первородном
грехе и
изначальной испорченности человеческого рода он выставил принцип изначальной
доброты
последнего
и
его
безграничной
способности
к совершенствованию,
которая будто бы сбилась с пути только под влиянием цивилизации и ее плодов;
на этом и основывает Руссо свой оптимизм и гуманизм.
{sup}321{/sup} "Катастрофа Лиссабона" (фр.).
{sup}322{/sup} "Исповедание веры савойского викария" (фр.).
{sup}323{/sup} первая ошибка (греч.).
Как Вольтер в своем "Кандиде"
вел войну с оптимизмом
в своей шутливой
манере,
так
Байрон
выступил
против
этого
же
мировоззрения
в
манере
трагической и серьезной -- в своем бессмертном и великом творении "Каин", за
что и удостоился поношений со стороны
обскуранта Фридриха Шлегеля. Если бы,
наконец, в
подтверждение своих взглядов я хотел привести
изречения великих
умов всех времен в этом враждебном
оптимизму духе, то
моим цитатам не было
бы
конца,
ибо
почти всякий из
этих умов в сильных
словах
высказался
о
безотрадности нашего мира.
Поэтому не для
подтверждения
своих взглядов, а
только
для
украшения
этой
главы
я
закончу
ее
несколькими изречениями
подобного рода. Прежде всего упомяну,
что греки,
как ни далеки они были от
христианского
и
центральноазиатского
миросозерцания,
как
ни
решительно
занимали
они позицию утверждения воли,
все-таки
были
глубоко
проникнуты
сознанием
горести
бытия. Об
этом свидетельствует
уже
то, что именно они
создали
трагедию. Другое подтверждение
этого дает нам, впервые
сообщенный
Геродотом
(V,
4),
а
впоследствии
неоднократно
упоминаемый
другими
писателями,
фракийский
обычай
приветствовать
новорожденного
воплями
и
выкликать перед ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140
Hosted by uCoz