poena,
labor
vita,
necesse
mori!
*
* Чем гордится человек?
Греховное зачатие,
Мучительное рождение, тягостная жизнь, неизбежная смерть!(лат.).
Потому-то, вместо сказанной формы кантовского
принципа нравственности,
я
желал
бы
установить
следующее
правило:
приходя
в
какое-либо
соприкосновение с человеком,
не входить в
объективную
оценку
его
по его
стоимости
и
достоинству,
следовательно,
не
входить
в
рассмотрение
ни
порочности его
воли,
ни
ограниченности его
рассудка
и
превратности его
понятий, ибо
первая может легко возбудить к нему
ненависть, а последняя --
презрение, но исключительно обратить внимание на
его
страдания, его нужды,
опасения и недуги. Тогда постоянно будешь чувствовать свое
сродство
с ним,
станешь ему
симпатизировать
и вместо
ненависти или презрения
возымеешь к
нему
сострадание,
исключительно
составляющее
то
????? **,
к которому призывает Евангелие. Чтобы не
возбуждать в себе ненависти и подозрения
к человеку, следует вдаваться не в
разыскание его так называемого "достоинства", а, напротив,
смотреть на него
единственно с точки зрения сострадания.
** Любовь (греч.).
* *
*
Буддисты
вследствие
своих
более
глубоких
метафизических
воззрений
отправляются в этике не от коренных
добродетелей, а от
коренных пороков, и
первые
выводятся из
вторых
только как их противоположность или отрицание.
Шмидт в своей
"Истории
восточных
монголов"
приводит
следующие
коренные
пороки
буддистов:
сладострастие, леность, гнев
и скупость. Но,
вероятно,
вместо лености должно быть поставлено высокомерие:
так именно указаны они в
"Lettres edifiantes et curieuses" (edit. de 1819,
vil. 6, р. 362)***,
где,
однако
же, приведен
еще
пятый
порок --
ненависть,
или зависть. За
мою
поправку
показания
Шмидта
говорит
еще согласие
ее
с
учением
суфиев*,
несомненно находившихся под влиянием браманизма и буддизма. Они ставят те же
самые
коренные
пороки
и приводят их весьма удачно попарно:
сладострастие
рядом
со скупостью, а гнев с высокомерием (см.: Tholuck's,
Bluthensammlung
aus
der
morgenlandischen
Mystik).
Сладострастие,
гнев
и
скупость
как
коренные
пороки
встречаются
уже
в
"Бхагават-Гите"
(XVI,
31),
что
свидетельствует
о
глубокой
древности
доктрины.
Равным
образом
в
философско-аллегорической
драме "Prabodha
Chandrodaya",
которая в
высшей
степени важна
для
изучения философии Веданты, эти
три
порока выступают в
качестве
военачальников
царя-Страсти
в
войне
его
с
королем-Разумом.
Противоположные этим коренным порокам коренные добродетели будут: целомудрие
и щедрость, милосердие и смирение.
*** "Поучительные
и любопытные записки"
(издание 1819
г., т. 6, с. 362)
(фр.). *
Суфни
-- приверженцы
восточной
мистической секты.
Сравнивая эти глубоко продуманные, основные
понятия восточной этики
с
пресловутыми,
несколько
тысячелетий
повторяемыми
коренными добродетелями
Платона: справедливостью,
храбростью,
умеренностью и
мудростию,-- найдем,
что эти последние избраны
без ясной руководящей идеи, а потому схвачены зря
и даже отчасти неверно. Добродетели должны быть свойствами воли: мудрость же
прежде
всего
принадлежит рассудку. Греч. (sofrosnnh), переданная Цицероном
по-латыни
словом
"temperantia",
по-русски
"умеренность",
есть
слишком
неопределенное
и растяжимое
выражение,
под
которым ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz