для
истинной
и
сущей (и, однако же, всегда
только
врожденной) нравственности
этого
человека.
Вообще
пример
действует
как
вызывающее
средство
для
проявления
дурных
или хороших свойств
характера,
но
он
не создает
их;
потому-то и
здесь приложимо изречение Сенеки:
"Velle non
discitur"
*.
*
"Нельзя научиться желать" (лат)
Врожденность всех истинных и настоящих нравственных свойств и вызвала в
буддизме и
брахманизме
учение о переселении
душ, по
которому
"хорошие и
дурные
дела
человека преследуют его, как тени,
из
одного существования в
другое"...
Гл. XII. К УЧЕНИЮ О СТРАДАНИЯХ МИРА
Если ближайшая
и непосредственная цель нашей жизни
не есть страдание,
то
наше
существование
представляет
самое
бестолковое и нецелесообразное
явление. Ибо нелепо допустить, чтобы бесконечное, истекающее из существенных
нужд
жизни
страдание,
которым переполнен
мир,
было
бесцельно
и
чисто
случайно. Хотя каждое отдельное несчастие
и представляется
исключением, но
несчастие вообще -- есть правило.
* *
*
Как поток не образует водоворота, пока не встречает препятствий,
точно
так же и мы, по свойствам человеческой и животной
природы, не замечаем и не
вникаем во все то, что делается сообразно с нашею волею. Чтобы обратить наше
внимание, необходимо, чтобы
обстоятельства слагались
не сообразно
с нашею
волею,
а
натолкнулись бы на какое-нибудь
препятствие. Напротив того, все,
что
противоречит
нашей
воле,
идет
ей
в
разрез
и
противодействует,
следовательно, все, неприятное и болезненное,
мы чувствуем непосредственно,
немедленно
и весьма
ясно. Как мы чувствуем не общее здоровье всего
нашего
тела, а только небольшое местечко, где жмет нам сапог, так точно и думаем мы
не
о сумме
вполне благополучно
идущих
дел,
а о
какой-нибудь
ничтожной
мелочи, которая нас
раздосадовала. На
этом
основывается неоднократно мною
указанная
негативность,
отрицательность
благополучия
и
счастия,
в
противоположность позитивности, положительности, страдания.
Поэтому
я
не
знаю
большей
нелепости,
как
стремление
большинства
метафизических
систем представить зло как
нечто негативное, тогда как
оно
есть как
раз нечто позитивное, дающее само себя чувствовать. Особенно силен
в этом Лейбниц, который старается подкрепить дело (Theod*. § 152) очевидными
и жалкими софизмами. Наоборот, негативно добро, благо, т.е. всякое счастие и
всякое удовлетворениекак
простое прекращение желания и окончание какой-либо
муки.
* Теодицея
С
этим согласуется и
то обстоятельство,
что мы
обыкновенно
находим
радости далеко ниже, а страдания -- далеко выше наших ожиданий.
Кто
хочет
вкратце
поверить
утверждению, что
наслаждение
превышает
страдание или, по
крайней мере, равносильно с ним,-- пусть сравнит ощущения
двух животных, пожирающего и пожираемого.
* *
*
Самое
действительное
утешение
в
каждом
несчастий
и
во
всяком
страдании заключается в созерцании людей, которые
еще несчастнее, чем мы,--
а это доступно всякому. Но какой же в сущности в этом толк?
Мы похожи
на
ягнят, которые резвятся на лугу























































































































в то время,
как мясник
выбирает
глазами того или другого,
ибо
мы среди своих
счастливых дней не
ведаем,
какое
злополучие
готовит
нам
рок
--
болезнь,
преследование,
обеднение, увечье, слепоту, сумасшествие, и т.д.
Все,
за что мы беремся, оказывает сопротивление,
ибо
все имеет
свою
собственную волю, которую
надлежит
преодолеть.
История,
изображая
жизнь
народов,
только и
рассказывает
нам про
войны
да возмущения:мирные
годы
проскользают кое-когда только как краткие паузы,
как антракты. Точно так же
и жизнь каждого отдельного человека есть непрестанная
борьба, и не только в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz