чем
обыкновенно принято.
Его
система
рассматривает мир как проявление воли
и
представления.
Поэтому
воля
означает
стремление,
потребность
природы,
инстинкт,
естественное
побуждение
вещей,
хотение
быть
самой
собою
--
приблизительно то же, что другие философы называлиdas Ding an
sich (вещь
в
себе.--
нем.)
в противоположность
явлению,Erscheinung,
по
Шопенгауэру--
представлению,Vorsteltung(Примеч. переводчика).
Вследствие этого уже
самая физическая боль обусловливается нервами, их
связью с головным
мозгом;повреждение члена не чувствуется,
если перерезать
нервы, соединяющие
его с
мозгом или усыпить этот последний хлороформом. По
этой же самой
причине, коль скоро при умирании потухло сознание, мы считаем
все
последующие
содрогания
безболезненными.
Что
душевная
боль
обусловливается познаванием
--
понятно само
собою, а
что она
возрастает
соразмерно с этим последним, легко видеть как из всего сказанного выше,
так
и
из доказательств, приведенных в моем капитальном творении (см.:
Die Welt
als W.
und V.*
Ч.
1, § 56). Итак, сущность
отношений
мы можем
пояснить
образно следующим манером: воля -- это струна, препятствия и столкновения --
ее вибрация,
познавание -- это резонансовая доска, а
боль или страдание --
звук.
* "Мир как воля и представление" (нем.)
Поэтому
не
только
неорганические
тела, но и
растения
не
способны
ощущать
боли, сколько
бы воля их не встречала препятствий.
Напротив того,
всякое
животное,
даже
инфузория,
ощущает
боль, потому
что
познавание,
понимание,
как
бы
оно
ни
было
несовершенно,
составляет
отличительный
характер животного царства, животности. С возрастанием познавания, по
скале
животности,
пропорционально возрастает и
боль.
У низших животных
она еще
крайне ничтожна; от этого происходит, например, что насекомые, у которых еле
держится оторванная задняя часть туловища, могут в то же время есть. Но даже
и
у
высших
животных вследствие отсутствия
понятий
и
мышления страдание
далеко еще уступает человеческому.
* *
* В ранней юности перед своим будущим житейским поприщем сидим мы,
как
дети
перед
театральным
занавесом,
в
радостном
и
напряженном
ожидании
того,что должно произойти
на
сцене. И счастье, что мы не знаем
того,
что
действительно
случится.
Кто
знает
это,
тому
дети могут казаться
порою
невинными преступниками, которые
хотя и осуждены не на
смерть, а на жизнь,
но еще не
знают
содержания ожидающего их приговора.
Тем не
менее
всякий
желает себе глубокой старости, т.е. состояния, в котором говорится: "Сегодня
скверно, а с каждым днем будет еще хуже, пока не придет самое скверное".
* *
*
Если -- насколько это
приблизительно
возможно -- представить себе всю
сумму бед и зол, болезней и всякого рода
страданий, которые освещает солнце
в своем течении, то придется допустить,
что было
бы гораздо лучше, если бы
оно, подобно тому, как на Луне, было
бы не в состоянии и на Земле
вызывать
явлений жизни,
и если бы и
здесь,
как там, поверхность
находилась еще
в
кристаллизованном состоянии.
Нашу жизнь
можно также рассматривать как
эпизод,
бесполезным образом
нарушающий душевный покой Ничто. Во всяком случае,
даже и
тот, кому сносно
жилось в жизни, чем дольше он
живет, тем искреннее убеждается, что жизнь
в
целом не
более, как а disappointment, nay
а cheat*, или, говоря по-русски,
носит характер гигантской
мистификации,
чтобы не сказать надувательства
и
обмана.
Если
два друга юности после
разлуки всей жизни снова
встречаются
стариками, то преобладающим чувством,
которое возникает в них при виде друг
друга
и
при
воспоминании
о
юности,
является полнейшее
dissappointment
(разочарование) в
о
всей жизни,
которая когда-то так чудно
рисовалась
в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz