утреннем
розовом свете юности, так
много
обещала и так мало сдержала. Это
чувство так решительно преобладает при
их встрече, что они даже не
считают
за
нужное
его
высказывать словами,
а, обоюдно
и
безмолвно
предполагая
таковое, кладут его в основу дальнейшего разговора.
* разочарование, а, скорее, обман (англ.)
Кто пережил два или три людских поколения, у того происходит на душе то
же самое, что у посетителяярмарочного
балагана, который остается подряд два
или три представления: пьеса была именно рассчитана на одно представление, и
потому когда исчезает
новизна,
то
и
обман
не
производит
уже
никакого
действия.
Можно
сойти
с
ума, созерцая грандиозные приспособления и обстановку,
эти бесчисленные сияющие
светила в беспредельном пространстве,
которым нет
иного занятия, как только озарять миры, представляющие арену всяческой нужды
и бедствий и в счастливом случае не
отражающие ничего, кроме
скуки,-- судя
по крайней мере по известному нам опыту в нашем мире.
Очень завидовать -- некому, а очень жаловаться имеет право бесчисленное
множество.
Жизнь есть рабочий урок: в
этом смысле defunctus -- отбывший, почивший
-- прекрасное выражение.
Представим
себе,
что
акт
зарождения
не
сопровождался
бы
ни
потребностью, ни похотью,
а был бы делом чисто благоразумного
размышления:
мог ли тогда
еще существовать человеческий род? не был ли
бы тогда
всякий
настолько сострадателен
к грядущему
поколению, что, скорее, избавил бы его
от
бремени
существования
или
по
крайней
мере
не
принял
бы
на
себя
обязанности хладнокровно возлагать на него такую обузу?
Мир все равно, что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а
с другой -- дьяволы.
* *
*
Вообще
против
господствующего воззрения
на мир
как
на
совершенное
творение
громко
вопиет,
во-первых,
бедствие, которым
он
переполнен,
а
во-вторых, бьющее
в глаза
несовершенство и даже комическая искаженность
и
какое-то юродство самого законченного
из его
явлений --
человека. В
этом
заключается неразрешимый диссонанс. Напротив того, все будет согласовываться
с нами и служить доказательством, если мы будем смотреть на мир, как на дело
своей собственной вины,
следовательно, как на нечто, чему лучше бы вовсе не
существовать. Подобное воззрение
не может дослужить поводом
к
преступному
ропоту против
Творца, а скорее дает
материал к обвинению нашего существа и
воли, способный вселить
в
нас
смирение.
Ибо
такое воззрение ведет нас к
убеждению, что мы
как дети распутных отцов уже греховными приходим
в мир и
что наше существование
бедственно и кончается смертью только потому, что мы
обречены
постоянно
искупать
этот
грех.
Ничего
не
может
быть
вернее
предположения, что именно тяжкие грехи мира влекут за собою многие и великие
страдания
мира; причем
здесь
подразумевается
не
физико-эмпирическая,
а
метафизическая
связь,
ибо
ни на что
иное так совершенно не походит
наше
существование,
как
на
последствие
проступка
и
наказуемого
преступного
вожделения.
Чтобы во всякое время иметь в руках верный компас для
ориентирования в
жизни
и чтобы, не сбиваясь, видеть ее
постоянно в настоящем свете,-- самое
лучшее средство приучить себя смотреть на этот мир
как на место покаяния
и
искупления, следовательно, как на подобие исправительного заведения, а penal
соlоnу, ????????, как
называли
его
еще древнейшие
философы
(Clem. Аlех.
Strom. L.
3, с.
3.,
р.399), а
из
христианских
отцов Церкви Ориген
(см.:
Augustin. de civit. Dei L.. XI, с.
23). Такое воззрение находит себе теоретическое и объективное оправдание
не
только в моей философии, но
и в
мудрости всех времен, именно в браманизме,
буддизме,
у
Эмпедокла и
Пифагора,
Но и
в
истинном,
правильно
понятом
христианстве наше
существование
понимается как
следствие вины, проступка,
греха.
Усвоив себе
рекомендуемую
мною привычку,
мы
будем
располагать свои
ожидания от жизни подходящим к делу образом, т.е. не будем более смотреть на ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz