невзгоды,
страдания,
муки и нужды жизни
в великом
и малом
как
на нечто
исключительное,
неожиданное,
а
будем находить
все
это
в порядке вещей,
твердо
памятуя, что
здесь
всякий наказуется
за свое существование
--
и
всякий
своеобразным
способом.
К
числу зол,
неразлучных с исправительным
заведением,
принадлежит
также встречаемое там
общество.
Каково
здешнее,
земное,-- знает
и
без моих указаний всякий, кто был
бы достоин лучшего. У
прекрасного, благородного человека или у
гения в
этом обществе
происходит
подчас на душе то же самое, что у благородного
политического преступника на
галере
между
обыкновенными
каторжниками. Поэтому
как те,
так
и
другие
стараются изолировать
себя. Вообще же такое воззрение даст нам
способность
не только
без
омерзения,
но
и без удивления смотреть на
так
называемые
несовершенства,
т.е. на нравственные,
умственные, а
соответственно с этим
также
и на физиогномические низкие свойства большинства человеческого рода,
ибо мы постоянно будем иметь в соображении, где мы находимся, следовательно,
будем
смотреть на каждого прежде всего как на существо,
которое существует
только
вследствие своей
греховности
и жизнь которого есть искупление вины
(греха)
его
рождения. Это
и
составляет
именно
то, что
в
христианстве
называется
греховною
природою
человека:
она, следовательно,
есть основа
существ,
которых
встречаешь
в этом
мире
как
себе подобных. Кроме того,
вследствие свойств этого мира они большею частию находятся более или менее в
состоянии страдания и недовольства, которые способны сделать их участливее и
обходительнее и, наконец, в большинстве случаев ум их таков, что его в обрез
хватает
для служения их собственной воле.
Следовательно, наши претензии
к
обществу в
этом
мире
должны быть соображены со всеми этими условиями. Кто
усвоил
себе эту точку зрения, тот стремление к общительности может
считать
пагубною наклонностию.
Действительно,
убеждение,
что
этот мир,
а следовательно, и человек,
есть нечто такое,
что, собственно, не должно
было бы существовать,-- такое
убеждение способно преисполнить
нас снисхождением друг к другу, ибо чего же
и можно ожидать от существа, поставленного в такие условия? Да, с этой точки
зрения
можно
бы
прийти
к
той
мысли,
что
собственно
самым подходящим
обращением
людей
друг к
другу вместо
"милостивый
государь", "Monsieur",
"Mein
Herr",
"Sir" и
т.д. было
бы "товарищ по страданию",
"compagnon de
miseres", "Leidensgefahrte", "my
fellow-sufferer"! Как
ни
странно
звучит
это,
но зато вполне
отвечает делу,
выставляет других
в истинном свете
и
направляет мысли к
самому необходимому:
к терпимости, терпению,
к пощаде,
снисхождению
и любви к ближнему,-- в
чем
всякий нуждается и к чему всякий
поэтому обязан.
Характер вещей этого мира,
именно
мира человеческого, есть не
только
несовершенство, как
это
неоднократно
говорилось,
а
скорее,
извращение,
искажение в нравственном, умственном, физическом и во всех отношениях.
Усвоенное
для
некоторых пороков извинение:
"Это
так
естественно
и
свойственно
человеку",--
отнюдь
не
удовлетворительно:
на
это
следует
возразить:"Именно потому и естественно, что дурно, и как раз потому и дурно,
что естественно". Поняв
это правильным
образом, уразумеешь
смысл учения о
наследственном грехе.
При
оценке
какого-либо
человеческого
индивидуума
следует
иметь
постоянно в виду, что основа
его есть нечто такое, что вовсе не должно было
бы
существовать, нечто греховное,
извращенное, то,
ради чего
он
повинен ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz