слабейшего, который ему подвернется? и разве в малом не видим мы ежедневного
подтверждения
этого
факта? Но к
безграничному
эгоизму
нашей натуры
еще
присоединяется
более
или
менее
существующий
в
каждом
человеке
запас
ненависти, гнева, зависти, желчи и
злости, накопляясь,
как яд
в отверстии
змеиного зуба,
и
ожидая только
случая вырваться на простор,
чтобы
потом
свирепствовать
и неистовствовать, подобно
сорвавшемуся с цепи демону. Если
не
встретится для этого основательного
предлога, то человек в конце концов
воспользуется и самым ничтожным, раздувши его при помощи воображения,
Quantulacunque adeo est occasio, sufficit irae *, и будет затем
тешить
себя, по
мере возможности и охоты. Все это
видим мы в
обыденной жизни,
в
которой подобные взрывы известны под именем "изливания на что-нибудь желчи",
или "срывания сердца". Можно заметить также, что
если
только эти взрывы не
встречают
никакого
сопротивления,
то
после
них
субъект
чувствует
положительное облегчение. Что гнев не лишен
некоторого наслаждения, заметил
еще Аристотель (Rhet. I, 11; 11,2), указывая
при этом на Гомера,
который в
одном
месте выразился, что гнев слаще меду. Но не только гневу,
но даже
и
ненависти (которая относится к первому,
как
хроническая
болезнь к острой)
человек предается con amore **: Now hatred is by far the longest pleasure:
Men love in haste, but they detest at leisure,
т. e. Мы в ненависти все отрады больше видим,
Мы любим второпях, но долго ненавидим,--
говорит Байрон в "Дон Жуане" (D. J. С. 13, 6).
* Всегда найдется повод для гнева (лат.)
** с любовью (исп.).
Гобино
(Gobineau.
Des
races humaines
**)
назвал человека
l'animal
mechant par excellence (злым животным по
преимуществу), что
не понравилось
людям:они
чувствовали
себя
обиженными.
Но
он
был
прав.
Человек
есть
единственное
животное,
которое
причиняет
страдания
другим
без
всякой
дальнейшей цели кроме
этой. Другие животные никогда
не делают этого иначе,
как для удовлетворения только голода или в пылу
борьбы. Если тигра упрекают
в том, что он губит больше, чем пожирает, то все ж таки он душит всех только
с намерением сожрать, а
происходит
это просто оттого, что, по французскому
выражению,ses yeux
sont plus
grands que
son estomac
(глаза у него больше
желудка) . Никакое животное никогда не мучит только
для того, чтобы мучить;
но человек делает это -- что и
составляет
сатанинскую черту его характера,
который
гораздо
злее,
чем
простой
зверский.
Мы
указали
на
крупные
последствия этого обстоятельства; но --
оно заметно и в мелочах, что каждый
может проверить
по
обыденным случаям. Например,
какое
приятное
и мирное
зрелище представляют две играющие молодые собаки; но вот является 3-4-летний
ребенок. Он тотчас же, почти наверняка, хватит их своим хлыстом или палкой и
докажет, что
он уже
и
теперь
l'animal mechant par excellence! Даже столь
обыкновенные бездельные поддразнивания и подшучивания
также
проистекают из
того
источника. Например,
стоит
только высказать свою
досаду
по
поводу
какой-нибудь помехи или какой иной неприятности, как наверное найдутся люди,
которые
именно по этой причине и повторят
вам неприятность: animal mechant
par
excellence! Это
так верно,
что следует
остерегаться
высказывать при
людях свое неудовольствие, равно как и
наоборот
-- удовольствие
по поводу
какой-либо
мелочи.
Ибо
в последнем
случае они поступят как тот тюремщик,
который, узнавши,
что его пленник приручил паука
и забавлялся этим, тотчас
же
раздавил
паука:l'animal
mechant
par excellence! Потому-то
все
звери
инстинктивно боятся
лицезрения, даже следа человека,-- этого animal mechant
par excellence. Инстинкт и здесь не обманывает, ибо один человек охотится за
такою дичью, которая ему не приносит ни вреда, ни пользы.
** "Человеческие расы" (фр.)
Итак, в сердце каждого
действительно
сидит дикий зверь,
который ждет
только
случая,
чтобы
посвирепствовать
и
понеистовствовать
в
намерении
причинить
другим боль или
уничтожить их,
если
они становятся ему поперек
дороги,-- это есть
именно
то,
из
чего
проистекает страсть к борьбе и
к ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Hosted by uCoz