других
аристократиях, так
и в
аристократии природы,
десять
тысяч
плебеев приходятся
на
одного
благородного и миллионы на
одного
князя, а
масса людей - это чернь, plebs, mob, rabble, la canaille.
Но именно поэтому, кстати
говоря,
патриции и благородные
от природы,
как и патриции государств, тоже должны не смешиваться с чернью, а
держаться
тем более обособленно и недоступно, чем выше они стоят.
198
На
эти
упомянутые, человеческими
учреждениями порожденные
сословные
различия можно, до
известной степени, даже
смотреть как на
пародию или на
подделку
различий природных - поскольку именно внешние признаки первых, как
изъявление почтения, с одной стороны, и
выражение превосходства - с другой,
в
сущности
подобают
и
могут
приниматься
всерьез
лишь по
отношению
к
природной аристократии [1], тогда как при
различиях,
установленных людьми,
внешние
знаки почтения
изъявляются только
для
виду,
так
что
природная
аристократия относится к порожденной человеческими
учреждениями, как мишура
- к золоту или театральный король - к действительному.
1 Да
и возникнуть-то эти
внешние знаки
должны
были лишь
вследствие
признания
природной аристократии, так
как
все
они,
по-видимому,
должны
выражать совершенно иное, чем простое превосходство в силе, и они, очевидно,
изобретены не для признания силы.
Впрочем,
всякое
произвольно установленное
сословное
различие
между
людьми признается
охотно, только природное различие - не признается: всякий
готов признать другого знатнее или богаче себя и, сообразно с этим, почитать
его;
но никто
не хочет признавать несравненно большее различие, непреложно
установленное между людьми природою, и
всякий считает себя
равным
всякому
другому по уму, способности суждения, проницательности; поэтому в обществе и
проигрывают
как
раз
наиболее
выдающиеся
люди;
оттого они
и
стараются
избегать общества.
Пожалуй, было бы недурною темою для художника изобразить контраст между
природной
и
созданной
людьми
аристократией
-
например,
представить
какого-нибудь
князя со
всеми знаками
его
превосходства и
с
физиономией
самого низшего ранга
- в разговоре
или в
ином сопоставлении
с выражающей
величайшее духовное превосходство физиономией человека, одетого в лохмотья.
Прочное и радикальное улучшение человеческого общества,
а в силу этого
и состояния человечества вообще было бы возможно лишь в том случае,
если бы
существующую условную табель о рангах
выправили согласно
природе, так
что
парии
природы
должны
б были
нести
самые
недостойные обязанности, судры
занимались бы механическими ремеслами, ваисии занимались бы высшею про-
199
мышленностью, и лишь настоящие кшатрии были бы государственными людьми,
полководцами
и государями,
а искусства
и науки были бы в руках лишь истых
браминов, тогда как
в
настоящее время условная табель о рангах столь редко
совпадает
с
природного и
часто даже стоит с
нею в вопиющем противоречии.
Лишь
тогда
стала бы
vita vitalis. Конечно, трудности при этом необозримы.
Необходимо
было бы,
чтобы каждый ребенок
получал
свое
назначение
не по
состоянию его родителей, а по решению глубочайшего знатока людей.
§ 264
Полигамия имела бы, наряду
с
многими другими, еще
и то преимущество,
что
муж не входил бы
в столь тесную связь с родителями своей
жены,
страх
перед чем ставит в настоящее время препятствия бесчисленным бракам [1].
1 [Позднейшая приписка па полях:] 10 тещ вместо одной!
§ 265
Главное препятствие к
прогрессу
человеческого рода
-
то,
что
люди
прислушиваются не к тем, кто говорит наиболее разумно, а к тем,
кто говорит
наиболее громко.
§ 266
Чего добились в
самом деле
Вольтер,
Юм,
Кант? Мир - это Hopital des
incurables! [2]
2 [Позднейшая приписка на полях:] Много!
§ 267
Я думаю, что обычай
иметь
пажей произошел
от того, что князья охотно
держали при своем дворе, в качестве заложников, сыновей подчиненных вельмож.
§ 268
Королей
и
слуг ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz