в
моих
тетрадях
по
физиологии у Блюменбаха.
Избрать какой-нибудь
иной род смерти, кроме голодной, исходя из вполне
чистого аскетизма, нельзя,
потому что
намерение
избежать долгих мучений -
уже утверждение чувственного мира; вместе с тем голодная смерть была в обоих
случаях
особым
Божеским
волнением.
Исключение
составляют
избранные
из
синкретизма положительных религий с чистым
аскетизмом роды смерти, например
- искусно устроенное
самораспятие одного сапожника в
Италии.
Я думаю, что
этот случай также упоминается в упомянутой тетради.
[Позже:] Цитируется Блюменбах:
1) Bresiauer Sammlung von Natur
und Medicingeschichten: 9-ter Versuch,
сентябрь 1719.4* p. 363 seqq. (в гостинице).
2) (Бейль) Nouvelles de la rcpublique des lettres, февраль 1685, p. 189
seqq. (в сумасшедшем доме).
3) Циммерман об одиночестве, т. I, р. 182.
204
§ 277
Если бы
кто-нибудь
углубился в себя и затем
сказал: чтобы я перестал
быть?
да ведь
не будь меня, что
же еще останется на свете! - то он был бы
прав, если бы только его поняли.
§ 278
Когда
человек
смешивает
себя
со
своим
непосредственным
объектом,
познает себя как временное существо, думает, что он нечто возникшее и должен
исчезнуть,
- он уподобляется человеку, который, стоя на берегу,
смотрит на
убегающие волны и думает, что он сам уплывает, в то время как волны стоят на
месте; между тем он стоит неподвижно, и только волны катятся мимо него.
205
§ 279
Как
в наших сновидениях умершие появляются
как живые и у нас при этом
нет даже мысли о их смерти, так после того как закончится некоей смертью наш
теперешний
жизненный сон,
начнется тотчас
новый, который ничего
не будет
знать об этой жизни и об этой смерти.
We are such stuff as dreams are made of,
And our little life is rounded with a sleep [1].
Шекспир
1 Из вещества того же, как и сон, мы созданы, и жизнь на сон похожа.
И
наша жизнь лишь сном окружена (англ.).
§ 280
Как из
оркестра, который
готовится исполнить
какую-нибудь великую
и
красивую музыкальную вещь, нам слышатся только
смешанные звуки,
мимолетные

наигрывания, там и сям начинающиеся отрывки пьесы, которые не заканчиваются,
- короче
говоря, обрывки всяческого рода, так в
жизни
из
сумятицы целого
просвечивают только отрывки, слабые отзвуки,
незаконченные начала и попытки
блаженства, удовлетворенного, обретенного, самодовлеющего состояния.
Какую
бы
пьесу кто-нибудь ни
начинал
играть в оркестре,
он
должен
оставить
ее:
ей здесь
не
место,
она
не
настоящее,
не
то
великое
и
прекрасное, что должно прийти.
§ 281
Нет ничего более
нелепого, чем высмеивание сказаний о Фаусте и других,
кто
продал
себя
черту.
Единственно
ложное
здесь
только
то,
что
это
рассказывается об
отдельных лицах, между тем как мы все причастны к этому и
все заключили
такой
договор.
Мы
живем,
страшно стремимся сохранить себе
жизнь
(которая между
тем
представляет
только долгую отсрочку
казни - мы
кормим присужденного к
смерти, который все равно должен
быть повешен),
мы
наслаждаемся и за
все это
должны
умереть, за это мы
обречены
смерти,
с
которой дело идет не в шутку, а в горький серьез; она действительно - смерть
для всех временных существ, как для нас, так и для
206
животных, как для животных, так и для растений,
более того - как и для
всякого
состояния
материи.
Таков
факт,
а
для
эмпирического
разумного
сознания действительно нет
утешения. Но в противовес этому и вечное мучение
после
смерти
тоже
-
небылица, так
же
как и вечная жизнь:
ибо сущность
времени,
более
того
-
принципа
достаточного основания,
по отношению
к
которому время только его разновидность, состоит именно
в том, что не может
быть ничего твердого, действительно устойчивого - все только пролетает мимо,
нет
ничего продолжительного, ничего пребывающего. "Субстанция пребывает", -
говорят они. Но Кант говорит им: она не вещь в себе, а только явление - т.е.
он хочет сказать: она - только наше представление, как все познаваемое; и мы
не субстанция и не субстанции.
§ 282
Это
-
иллюзия, если
мы
иногда по
аналогии
с естественным
законом
сохранения субстанции представляем себе, будто и мы сами могли бы вследствие ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz