лучшего из людей, но для него она
-
желанная гостья. Так
как
вся злоба заключается
в пылком
и безусловном
хотении жизни, то смерть горька, или легка, или желанна
соответственно мере
злобы
или доброты
человека.
Конечность
индивидуальной
жизни
-
зло или
благодеяние, смотря по тому, дурен или хорош человек.
209
§ 290
То, что
вещи
видимы, эта единственная невинная сторона
мира,
чистое
представление,
в
котором
обособленные
и
разнообразные
формы,
в
каких
проявляется воля, даны такими явственными и полными значения,
- все это так
прекрасно, что неминуемо приковывает нас к существованию в
этом мире, как к
месту света
и ясности. И мы содрогаемся перед смертью, может
быть, главным
образом потому, что она стоит
перед
нами как
тьма, из которой мы когда-то
вышли и в которую должны теперь возвратиться. Но я думаю,
что, когда смерть
смыкает наши очи, мы обретаем свет, в сравнении с которым свет нашего солнца
- только тень.
§ 291
Труп каждого животного или человека действует на нас так меланхолически
потому, что
он в самой явственной форме говорит
нам, что этот образ был не
идея, а только ее явление.
§ 292
Пламя, которое светит из глаз всех
животных, - вечное пламя, хотя мы и
должны
познавать его
как
временный продукт
преходящего организма
и
его
соков, которые находятся в непрерывном переходном состоянии.
§ 293
Человек -
монета, на одной
стороне которой вычеканено:
"Меньше,
чем
ничто", - а на другой: "Все во всем".
Точно таким же образом все - материя и
в то же время все - дух (воля и
представление).
210
Точно таким я был спокон веков
и буду всегда таким - и в то же время я
преходящ, как полевой цветок.
Точно так
же
истинно существующее
-
только
материя
и одновременно
только
форма.
Схоластическое
forma
dat
esse
rei
надо
исправить таким
образом: (rei) dat forma essentiam, materia - existentiam.
Так же существуют собственно
только
идеи, и
вместе
с
тем -
только
индивидуумы. (Реализм, номинализм.)
Так
же
у
Бога смерти
Яма два
лица:
одно -
суровое,
а
другое
-
бесконечно приветливое.
Возможно,
что существует
еще
несколько
таких противоречий,
которые
находят свое примирение только в истинной философии.
§ 294
Возможно,
что есть существа, которым
наша ограниченность
этой жизнью
представляется в таком же виде, как нам - ограниченность животных настоящим.
§ 295
Ни одна пылинка, ни один атом материи не
может обратиться в ничто -
а
человеческий
дух
внушает
себе страх тем, будто
смерть
- уничтожение его
сущности!
§ 296
Утешение,
понятное
во всякое
время
и
для
всякого,
заключается
в
следующем: "Смерть так же естественна, как жизнь; а там увидим!"
§ 297
Если бы мы могли заглянуть во времени так же
ясно вперед, как и назад,
то
день нашей смерти
представился бы нам таким близким, как теперь, часто,
стоит перед нами обманчиво близко далекое прошлое нашей юности.
211
§ 298
Основание
того,
что
мы
стареем
и
умираем,
не
физического,
а
метафизического характера.
§ 299
Если я
прихлопну
муху, то ведь,
конечно, ясно, что я убил
не вещь в
себе, а только ее явление.
§ 300
Из тысяч человеческих существ, которые выводит на этой
планете (и, без
сомнения, также на бесчисленном количестве других) каждое мгновение, в то же
время
уничтожая столько же им подобных, каждое требует после нескольких лет
своей жизни еще и бесконечного
продолжения ее в иных (один
Господь знает в
каких!)
мирах,
причем
оно
закрывает
глаза
на
мир животных. Очевидно -
смешное требование; тем
не
менее
оно правильно
и
исполняется, но только
таким
путем,
что ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz