индивидуальность
представляет
собою
простое
явление,
порожденное в
силу principii individuationis:
они все продолжают жить
- в
той
сущности, которая
является во всех
них,
и притом целиком в каждом. В
этом смысле, собственно,
это требование
и
предъявляется
- только оно
не
понимает самого себя.
Глава X
К УЧЕНИЮ О НИЧТОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
§ 301
И как это может удивлять нас,
что этот мир -
царство случая, ошибки и
глупости,
которая
наголову разбивает мудрость, что в
нем бушует злоба,
а
всякий
отблеск
вечного находит себе в нем место только как
бы случайно
и
зато тысячи раз вытесняется вон? Как может это удивлять нас, говорю я, когда
именно этот мир (т.е. наше эмпирическое, чувственное, рассудочное сознание в
пространстве
и
времени)
обязан
своим
возникновением
только
тому,
что
согласно
приговору
нашего
высшего
сознания
не
должно
было бы быть,
а
представляет собою путь извращенный, возврат с
которого дается добродетелью
и аскетизмом, а полное освобождение от которого,
в результате последних,
-
блаженная смерть (как освобождение зрелого плода от
дерева). Платон поэтому
(Федон)
называет всю
жизнь мудреца
долгим
умиранием, т.е. отрыванием
от
такого мира.
§ 302
Можно было бы сказать:
вся наша греховность не что
иное, как основная
ошибка, состоящая
в
желании
измерить вечность
временем,
как
бы
вечная
попытка найти квадратуру круга. Ибо она
направлена единственно на то, чтобы
продлить
временное
существование,
частью
в
индивидууме
(жадность,
корыстолюбие, вражда), частью - в виде (половое влечение). Желать временного
существования,
и желать
все
дальше,
в этом
-
жизнь.
Ошибочность этого
заключается в
том,
что
мы не замечаем, что это
временное
существование,
когда оно
достигнуто,
снова
и
расплывается,
что
оно по
своей
природе
скоропреходяще,
непостоянно,
неустойчивая
тень,
нить
без
толщины,
без
субстрата, математическая линия, которая и при бесконечной длине не
213
приобретает
толщины. Мы
этого
не
замечаем; не
зная
утомления,
мы
наполняем
бочку
данаид,
уподобляемся
белке
в
колесе.
Мы
мним
путем
постепенности
поймать то,
что может быть
схвачено
только одним взмахом -
путем перехода из времени в вечность, из эмпирического в высшее сознание. Мы
без передышки бежим по периферии, вместо того чтобы пробиться к неподвижному
центру.
Названная
выше
основная
ошибка
создает
практически
греховность,
теоретически - недостаток гениальности, полиматию вместо философии.
§ 303
Преступление, грех
представляют
не что иное,
как симптом
и
признак
того,
как
крепко
воля данного
человека
схватила жизнь,
как
крепко
он
всосался в нее. Для жизни существенны страшные страдания,
которые расточает
случай.
Наказания,
которые неотвратимо вызываются
преступлением и
грехом
(вечные
адские
муки), - это та
величина страданий,
которая
потребуется,
прежде
чем
воля данного лица
отвернется
от жизни, оторвется от нее
[1].
Индивидуум, который совершил такой грех, может все
214
же
быть пощажен страданиями - до
своей смерти. Но не
злая воля в нем
искореняется
смертью,
а только отдельное
явление ее ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz