он
может
развить собственные силы,
сделать
их
более жизненными:
подобно
тому как
почтальоны связывают нас с находящимися далеко от нас родными. Было бы очень
прискорбно для меня,
если бы
среди
моих слушателей оказалось много таких,
способности которых ограничены простою восприимчивостью, позво-
19
ляющеи только
удерживать
усвоенное и предавать его дальше. Но этого я
изменить
не могу.
Я
не
в силах
пересоздать
никого; на каждого
я
могу
воздействовать лишь по мере его способностей, раз
и навсегда данных
ему от
природы. Даже
самое слово способности не
вполне подходит к философии.
Оно
означает какое-нибудь учение, мастерство; слово это уместно, когда дело идет
о том, чтобы образовать художника, ремесленника, или же врача, или адвоката;
они должны научиться умению делать то, что
от них требуется. В философии же
нужно лишь
дать человеку
более
правильное и
ясное
представление
о
его
собственном
существовании и бытии окружающего его мира. Следовательно, речь
здесь идет не столько о способности к учению, сколько о степени отчетливости
сознания,
с которою каждый постигает свое собственное существование и бытие
окружающего мира. Эта степень отчетливости и
служит основою восприимчивости
к философии.
Чем яснее и
светлее в человеке сознание, созерцание мира, тем
неотступнее
преследует
его
загадочность
бытия,
тем
сильнее
будет
он
чувствовать потребность подвести итоги,
сделать какой-либо конечный вывод о
жизни и бытии вообще;
тем
менее человек
будет
доволен просто тем, что он
живет
и постоянно лишь предотвращает нужду, ежедневно сказывающуюся в
этой
жизни,
до тех
пор пока за
многими
обманутыми
надеждами
и перенесенными
страданиями не
пройдет
сама жизнь,
не
дав
ему
даже
досуга
когда-либо
серьезно подумать над нею.
Но
именно
так и бывает с теми людьми, сознание
которых более слабо, смутно
и ближе стоит к
животной тупости. Подобно тому
как
животное живет
себе,
не
видя ничего
далее своих потребностей,
и не
удивляется
тому,
что
мир существует,
и
существует
именно так,
как
он
существует,
- так и неодаренные
люди
не удивляются заметным образом миру.
Они
все
находят
совершенно естественным;
разве
лишь
поразит их
иногда
какое-нибудь
необычайное
явление
и
пробудит
в
них
желание
узнать его
причину; но
загадочности, сокрытой в основе всех явлений, и загадочности их
собственного существования они не чувствуют. Поэтому
они склонны высмеивать
тех, кто удивляется миру, размыш-
20
ляет
над ним и предается подобного рода исследованиям. Они думают, что
у них есть гораздо более серьезные занятия - заботы о себе и своих близких и
разве
лишь более близкое знакомство со связью явлений между собою, в
целях
их использования. Но эту жизненную
мудрость свою они разделяют с животными,
которые
тоже живут себе, пекутся о себе и о своем потомстве,
не заботясь о
сущности
мира
и
его значении.
Ясность сознания, на
которой основываются
потребность в философии и
дарование к ней, сказывается поэтому прежде всего
в изумлении, вызываемом в человеке миром и нашим собственным существованием,
- в изумлении, которое тревожит дух и делает
для него невозможною жизнь без
размышления над нею. Уже Платон видел в этом изумлении
источник философии и
сказал: ???. - admirary illud, admodum philosophica affectio est; neque ulla
alia res philosophiae principium ac fons est. Theaetet. p. 76 -
Аристотель:
???. Metaph. L.
I, c. 2. - Можно сказать даже: философски одаренный человек
изумляется
всему
обыденному и
привычному
и в
силу
этого
делает
своею
проблемой
общую
основу
явлений;
напротив,
исследователи
в
области
специальных дисциплин удивляются лишь редким и необыкновенным явлениям, лишь
их делают
своею проблемой, и
решение этой
проблемы
с
помощью
известной
комбинации получается благодаря тому, что они сводят такие
явления
к более
общим явлениям или же более известным фактам.
Чтобы решить,
насколько
одарен философски тот или
другой человек,
я
должен был бы знать, как представляет он себе прошлое, настоящее и будущее - ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz