к одной из
них, как бы
ни виляли
между ними.
1 Характера в полном смысле этого слова не было ни у кого никогда, даже
у Христа
и у
Бонапарта. Человек, который
действительно
обладал
бы таким
характером,
обладал
бы
и
дальнейшей
жизнью
своей
индивидуальности, за
пределами смерти; ибо ни смерть, ни жизнь не могли бы изменить в нем ничего:
он был бы вечен, как Платонова идея, он был бы несокрушимым единством.
§ 319
Если,
после
того как все
страдания
переместили в
ад, для
неба
не
осталось ничего, кроме скуки, то это доказывает,
что у нашей жизни нет иных
составных частей, кроме страдания и скуки.
§ 320
Злополучность
жизни
вытекает
уже
в
достаточной
мере
из
простого
соображения,
что жизнь
подавляющего
большинства
людей
не что иное,
как
постоянная борьба за это самое существование
- с уверенностью в
заключение
проиграть ее. А
стоит
лишь нужду оттеснить далеко
и отвоевать у нее кусок
поля, как тотчас наступает страшная пустота и скука, борьба с которой
почти
еще
более
мучительна. Это происходит
оттого,
что человек сам по
себе
-
явление
воли, его
существование
поэтому должно
состоять из беспрерывного
неустанного
хотения
и
стремления;
как
только последнее
отнято
у
него
удовлетворением, возникает упомянутая нами раньше пустота, из-за
которой он
и
становится
сам
себе
в
тягость.
Ибо
радость
спокойного
наслаждения
познанием дана лишь очень немногим - да и тем только на незначительную часть
их времени. А
само хотение должно,
в свою очередь, иметь в качестве
своей
основы нужду, а
следовательно,
страдание.
Таким образом,
жизнь
со
всех
сторон, по существу своему, - страдание.
225
Далее,
если
принять
во
внимание
неимоверные
страдания
и мучения,
которым подвержена жизнь каждого индивидуума, то
мы
содрогнемся
от ужаса.
Они
легко
могут
возрасти
до
такой степени,
что
добровольно
и
охотно
прибегнешь
к той
самой смерти, в бегстве от которой заключается вся жизнь.
Но
даже
этого
убежища
мы
можем
быть
лишены
и
преданы
бесповоротно
жесточайшим
мукам.
Напрасно
тогда
мученик
будет призывать
какую-нибудь
внемировую силу: ее не существует - он отдан беспощадно своей судьбе. Но эта
безнадежность
представляет
как
раз только
зеркало
непреодолимости воли,
явление
которой
есть
человек.
Как
никакая
сила
вне
его не
может
ни
уничтожить,
ни обратить в другую сторону этой
воли, а это
может произойти
единственно только через
него самого, при посредстве познания, точно так же
нет
и власти, которая могла бы
освободить его
от возможных мучений жизни,
так как эта жизнь есть именно только явление воли. Но
если воля обратилась,
то даже у
величайших пыток, собственно,
нет никакой власти над
человеком,
ибо он добровольно принимает их, как мы это видим на саниасси
и мучениках и
на
примере
тех,
кто без всякого
внешнего принуждения
избирает медленную
голодную
смерть,
величайшую
пытку.
Спросят:
"Представляет
ли,
значит,
самоистязание,
голодная
смерть
-
долг,
высшее ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz