то затем все эти древние индийские изречения можно
будет вывести
из
него
как
следствия
и познать
их
истинность;
таким
образом,
нужно
допустить,
что
уже
эти древнейшие
на земле
мудрецы
постигли и выразили
по-своему познанную мною истину, хотя она и не предстала пред ними явственно
в своем единстве, -
так что они могли выразить
свое познание
лишь в таких
отрывочных изречениях, которые подсказало им в наибо-
23
лее светлые моменты их сознание, - а не в связном целом. Следовательно,
познание такого рода было возможно уже
с самого
начала, прежде чем
разум,
благодаря
длинному
ряду
философов,
приобрел
опытность,
самопознание
и
изощрился; но
в
такой
отрывочной
форме
выраженное
познание
совершенно
безоружно против
скептических нападок
всякого рода и против
соперничества
других учений. Дело обстоит здесь совершенно так же, как в астрономии: уже в
самой глубокой древности пифагорейцы учили, что Солнце стоит, а Земля вместе
с другими планетами движется вокруг него (по-видимому, некто
Гикет
впервые
утверждал
это);
это
было
выражением
непосредственного
познания,
чутко
угаданной
истины;
но
доказать
ее,
систематизировать,
провести
ее
в
частностях,
применить,
обработать
математически
- этого
пифагорейцы
не
могли. Поэтому
они
остались непризнанными,
не
оказали влияния, не
могли
поставить свою истину выше господствующего заблуждения, как оно выразилось в
Птолемеевой системе, которая возникла и сделалась общепризнанной, потому что
не
встретила противодействия
со
стороны правильного учения
пифагорейцев.
Лишь после всех опытов и научений двух тысячелетий Коперник, Кеплер, Галилей
могли прочно обосновать эту истину и защитить ее против всяких
нападок, так
как они пришли к ней научным путем и видели всю внутреннюю связь дела.
1 Веды (санскр.
- знание)
- главные священные книги древних индийцев.
Упанишады
-
книги, составляющие раздел Вед, в
которых
дается философское
обоснование культу и мифологии Вед. - Примеч. сост.
Вот и то учение, которое я имею изложить, несмотря на точное совпадение
его с изречениями древнейшей индийской мудрости,
все-таки находится в связи
со
всем
развитием западной
философии и входит в его
историю, в известной
мере является его результатом.
Поэтому история
философии
- лучшее
введение
к тому,
что я
намерен
изложить. Без
нее уже
самое
начало наших рассуждений, именно рассмотрение
субъекта, нашего "я", нашей познавательной способности, как отправная точка,
иному
покажется
странным
и
противоречащим
его
наклонностям.
Ибо
дух
отдельного человека склонен идти
в своем
развитии тем же путем,
каким шло
развитие
всего человеческого
рода.
Этот путь начинается с
размышления
о
внешнем мире и заканчивается размышлением о
24
самом
себе.
Начинают
с выражения
определенных
мнений об объекте, о
вещах
мира, каковы
они
сами в себе
и
какими
должны
быть: такой способ
мышления
называется
догматизмом.
Затем
появляются
люди
отрицающие,
сомневающиеся в
том, что дело
обстоит
так, как
говорят,
отрицающие, что
можно что-либо знать о вещах в себе: это - скептицизм. Поздно явился, именно
с Кантом, критицизм, который выслушивает обе стороны,
как судья,
служит им
посредником,
взвешивает их
права, исследуя не вещи,
а
общую
способность
познания,
и, сообразно
с этим,
решает, насколько можно
знать что-либо
о
вещах, как
они существуют сами по
себе,
и какие
границы поставляет здесь
познание как таковое, его существенная для него форма.
В
западной
философии
(которую
мы
должны
совершенно
отделять ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz