том,
что
по
сравнению
с
бесконечным
пространством, которое его окружает,
он
оказывается бесконечно
малым. Это
можно устранить с помощью одного пояснения, которое, однако, является просто
мифическим.
По
учению
Вед,
в
мире
воплотилась
только
1/4 часть
Брамы, а 3/4
остаются
от
него
свободными,
в
качестве
Брамы
блаженного.
Наглядный
представитель
этих последних,
или, точнее говоря, отрицания воли
к
жизни
сравнительно с
ее утверждением, - это бесконечное пространство сравнительно
с ограниченным и, при всей его головокружительной величине, бесконечно малым
миром, в котором объективируется утверждение воли.
261
Глава XIV
О РЕЛИГИИ
§ 377
Бога,
особенно в период схоластики
и
позже,
мало-помалу облекли
во
всякого рода свойства; но просветительная эпоха принудила снова
разоблачить
его и снять с него одно
одеяние за другим, и его охотно раздели
бы совсем,
если
бы не опасение, как бы тогда не
оказалось, что были одни одеяния, а в
них не было ничего. Но существуют два неснимаемые одеяния, т.е. неразлучимые
свойства Бога:
личность
и
причинность; они
должны
всегда
находиться
в
понятии Бога, они -
самые необходимые признаки, и если их удалить, то можно
еще говорить о Боге, но нельзя его более мыслить.
А я говорю:
в
этом
временном, чувственном, на
рассудке воздвигнутом
мире
есть,
несомненно,
личности
и
причинность,
более того -
они
даже
необходимы. Но
высшее сознание
возносит
меня в мир, где уже нет больше ни
личности, ни причинности
- нет ни субъекта,
ни объекта. Моя
надежда и моя
вера заключается в уповании, что это высшее (сверхчувственное, вневременное)
сознание станет моим единственным; поэтому я надеюсь, что Бога нет. - А если
хотят употреблять выражение "бог" символически, для обозначения именно этого
высшего сознания или чего-либо такого, чего не умеют обособить и назвать, то
пусть это делают, но только, по-моему, не среди философов.
§ 378
Бог
в новой
философии -
то
же,
что последние
франкские короли при
мажордомах: пустое имя, которое удерживают, чтобы тем удобнее и невозбраннее
делать свое дело.
§ 379
Исповедь
была
счастливой мыслью;
ибо
действительно каждый
из нас -
компетентный
и совершенный нравственный
судья, точно знающий добро и
зло,
святой, любящий добро
и презирающий зло: все это представляет собою каждый,
поскольку исследуются
не
его
собственные, а
чужие
поступки, и его
дело
только одобрить
или осудить их -
а
тяжесть выполнения несут
чужие плечи.
Поэтому
каждый может
в качестве
исповедующего быть вполне
представителем
Бога.
§ 380
Если
мы
допустим (что в достаточной
мере
является достоверным, коль
скоро на Евангелия смотреть как на совершенно истинные
в главных
чертах) -
если мы допустим,
что Иисус Христос
был человеком
совершенно свободным от
всего
злого и
от
всяких грешных склонностей
[1],
то (так как
с
телом,
собственно, необходимо даны и греховные склонности, и более того
- тело
не
что иное, как воплощенная, ставшая видимой греховная склонность) тело Христа
должно быть
во всяком случае названо
только призрачным телом
[2]. Мыслить
себе такого человека, совершенно свободного от всяких греховных склонностей,
такого носителя призрачного тела, рожденным девой, - это превосходная мысль.
Даже физически можно показать возможность этого
явления, хотя и отдаленную.
А именно, у некоторых
животных (насколько
я помню, у некоторых
насекомых)
есть
та особенность,
что
оплодотворение матки
продолжает
действовать на
приплод
и даже на приплод приплода, так что последний кладет яички, хотя он
сам и не оплодотворен. Что это один-единственный
раз произошло у
человека,
нельзя
считать таким невероятным, как
то, что когда-либо был действительно
свободный от грехов человек,
и коль скоро
мы допускаем
последнее, то, при
непостижимой
ни
для какого
разума
гармонии
между телесным воплощением и
умопостигаемым характером всякого
живущего существа и
при наследственности
многих наклонностей
и
черт
характера, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz