пользуется общим господством как предмет народной
веры и оказывает
решающее влияние на жизнь, должен
именно потому считаться
самым зрелым из народов, как он является и самым древним.
266
§ 387
В
Desatir,
книге,
написанной на
совершенно
неизвестном
языке,
но
снабженной
персидским переводом (Сэр В. Джонс, вероятно - ошибочно, считает
ее древнее
всех известных книг), переселение
душ
идет вниз
до растений и
даже металлов и минералов. Bombay transact. Vol. 2., p. 355 [1].
1 [Позднее:] она появилась на английском яз. в Бомбее, 1818.
§ 388
Укротить грубые характеры
и удержать от несправедливости и жесткости -
для
этого
истина не годится, ибо такие люди не могут ее понять; для
этого
нужны, следовательно,
заблуждение, сказка, парабола. Отсюда - необходимость
положительных религиозных учений.
§ 389
Естественная религия, или, как
ее
называет теперешняя мода, философия
религии,
обозначает
философскую
систему,
которая
в
своих
результатах
совпадает
с
какой-нибудь
положительной
религией,
так
что,
в
глазах
последователей той или другой, именно это обстоятельство подтверждает обе.
§ 390
"Философия
религии"
- это модное слово для
обозначения "естественной
религии".
На
самом
же
деле
"естественной
религии"
нет,
а
все они
-
искусственные продукты.
§ 391
Собственно,
всякая
положительная
религия
является
узурпатором того
престола, который принадлежит философии. Они будут поэтому всегда относиться
к философам враждебно, хотя бы последние и смотрели на них как на неизбежное
зло, как на костыль для болезненной слабости духа у большинства людей.
267
§ 392
Если этот мир
сотворил какой-нибудь бог, то
я не хотел бы быть богом:
злополучие этого мира растерзало бы мне сердце.
§ 393
"Деисты" - это необрезанные евреи.
§ 394
Как
догмат о
Боге-
Творце несовместим с догматом
свободы
человека,
которая должна лежать в esse, так он находится в противоречии и
с учением о
бессмертии; поэтому изобретатели Бога-Творца, евреи, не признают жизни после
смерти;
наоборот,
учение
о
бессмертии
пришло,
как


чуждый
элемент,
в
варварскую грубую
еврейскую веру, когда она была реформирована, - из Индии,
Египта
или
из
греческих
мистерий;
к ней оно совершенно
не подходит,
и
реформация, произведенная в
ней Иисусом Христом, находится,
может быть,
в
связи с этим обстоятельством.
Итак, если наши богословы и "философы религии" всегда произносят "Бог и
бессмертие" вместе, как две связанные между
собою мысли и две вещи, которые
будто бы
превосходно
уживаются одна
с
другою,
то это
следует приписать
только
старой
привычке
и недостатку размышления. Ибо
с
упомянутым
выше
грубым,
неуклюжим,
отвратительным
еврейским
догматом
несовместимы
ни
бессмертие, ни свобода воли.
§ 395
Слово "бог" противно мне
в такой
степени потому,
что оно всякий
раз
перемещает наружу то, что
лежит внутри. С этой точки зрения можно, пожалуй,
сказать,
что
различие
между
теизмом
и
атеизмом
-
пространственного
характера.
Но дело обстоит, собственно, так: бог в сущности -
объект, а не
субъект; потому как только полагается бог, я - ничто.
268
Утверждая
тождество субъективного
и
объективного,
можно
утверждать
тождество теизма и атеизма. Конечно, все противоположности относительны и от
каждой
из
них
можно
подняться
на
такую
общую
точку
зрения,
где
противоположность исчезает. Но таким путем мы ничего не выигрываем.
§ 396
То самое, что утверждает


себя в
нас как воля к жизни, является и тем,
что отрицает
эту волю и этим
освобождает
себя от
бытия и связанных с ним
страданий. И
вот, если бы мы
стали рассматривать
его в этом его последнем ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz