стали
рассказывать о стране,
в
которой они были, которая нам
неизвестна, но и несуществования которой мы не могли бы доказать,
и если бы
эти
люди,
несмотря
на
отмеченные
выше
большие
различия
и
при
явном
незнакомстве одного с другим
и с его
сведениями, все-таки
рассказывали об
этой стране, решительно ни в чем между собою не
расходясь, -
то едва ли мы
стали
бы
питать
еще
какие-нибудь
сомнения
в
существовании
и
главных
особенностях той страны. Ибо там, куда непосредственный
опыт и не досягает,
нужно
довольствоваться
свидетельством других людей и
только проверять, не
внушает ли оно подозрений.
271
§ 400
Сила,
которая воззвала нас к бытию, непременно
-
слепая. Ибо зрячая,
хотя бы
это
была
и сила
внешняя, должна
была
бы быть
злым демоном,
а
внутренняя сила,
т.е. мы
сами, никогда не ввергли
бы себя в такое ужасное
положение, если бы мы были зрячие. Нет, чистая, свободная от познания воля к
жизни, слепое
стремление, которое объективирует себя
таким
образом, - вот
ядро жизни.
§ 401
Если меня спросят, где
же можно достигнуть интимнейшего познания
этой
внутренней сущности мира, этой вещи в себе, которую я
назвал волей к жизни;
или
где
эта сущность всего
отчетливее
вступает в
сознание; или
где она
достигает чистейшего раскрытия
самой себя, -
то я
должен буду указать
на
сладострастие
в
акте совокупления. Вот
где! Вот истинная сущность
и ядро
всех вещей, цель
и назначение всего существования. Вот почему оно и служит,
subjective, для живых существ целью всей их деятельности, их высшей отрадой,
a
objective оно
представляет собою фактор, на
котором
зиждется мир,
ибо
неорганический
мир
примыкает
к
органическому
в
силу
познания.
Отсюда
благоговение перед Lingam и перед Phallus.
А что оно представляет собою для нас?
На это дает ответ Шекспир в 129-м сонете.
§ 402
У
дураков,
которые в
наши
дни
пишут
философские
сочинения,
есть
глубочайшее и
твердое убеждение, в
котором они и
не думают сомневаться, -
убеждение, что последний пункт и цель всякого умозрения - это познание Бога,
между тем как
на самом деле эта цель не что иное, как познание собственного
"я", что они и могли бы
прочесть уже на дельфийском храме или,
по
крайней
мере, узнать
у Канта;
но последний
оказывает на них такое же влияние, как
если бы он жил на сто лет позднее их.
272
§ 403
Я хотел
бы все-таки, чтобы
они, прежде
чем воспеть хвалу Всеблагому,
осмотрелись
немножко
вокруг
себя
и
убедились,
как
идут
дела
в
этом
прекрасном мире. И затем я спросил бы их, на что этот мир более походит - на
создание
премудрости,
всеблагости
и
всемогущества или на создание слепой
воли к жизни.
§ 404
Лишь когда мир сделается настолько честным, чтобы не
преподавать детям
до
15-летнего возраста
Закона Божия, тогда
можно
будет возложить на него
известные надежды.
§ 405
Хотя
интеллекту
форма
его познания
врождена,
тем
не менее она
не
представляет
вещества
или
материи
последнего;
а
это
и
есть то,
что,
собственно,
гласило
учение
о
врожденных
идеях,
существование
которых
утверждали Картезий
и Лейбниц, а Локк
отрицал. Следовательно, интеллект по
отношению
к ним,
этим идеям, действительно является
какой-то tabula rasa,
листом белой бумаги. На него природа намерена сперва наводить
образы, затем ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz