как
это соответствует
моральному характеру воли. "Какова воля,
таков и ее
мир", - сказал я в "Мире как воле и представлении".
281
§ 440
Почти
все древние
народы никогда не убивали
скота иначе как посвящая
его богам, но ели его
они сами. Это подобно тому, как в мое время в Риме на
улицах, площадках
и лестницах
домов нельзя было зажигать ни
одной лампады
иначе как в честь Мадонны или какого-нибудь святого, образ которых висел тут
же.
§ 441
Если
древний
мир облечен
в
наших
глазах такой
невинностью, то это
объясняется только тем, что он не знал христианства.
§ 441а
Противоположность
между древним и новым временем, быть может, нигде не
сказывается
сильнее,
чем в том, что у
нас
многие,
хотя
бы
они никогда
особенно не пеклись
о
Боге, при
приближении
смерти вспоминают о нем, а в
смертный час каждый направляет свои
мысли, если возможно, исключительно
на
Бога. У древних, наоборот, мертвому, а
также человеку, который готовился
к
смерти, не было никакого дела до богов: он как бы выбывал из их области. См.
Софокла "Аякс" ст. 584 и Вергилия "Энеиду" XI, 51.
§ 442
Замечательно, что в Пятикнижии, где есть учения о бессмертии и где зато
угроза и обетование, кара и награда человеку весьма часто переходят и на его
потомков, тоже везде очень точно и тщательно перечисляются родовые
списки и
генеалогии.
Таким образом, индивидуум отождествляется с родом,
человек - с
его потомками в гораздо большей степени, чем у других народов.
282
§ 443
Надо пожалеть, что
у откровенных писателей Нового Завета откровение не
распространилось и на язык их и стиль.
§ 444
У
христианского
аскетизма
нет
собственного
ясного,
отчетливого
и
непосредственного мотива: у него нет иного мотива,
кроме подражания Христу;
но
Христос
вовсе не был
аскетом в собственном смысле (он советует, однако
же,
добровольную
бедность,
Матф. 10,
9);
а
затем,
простое
подражание
другому, кто бы он ни был, не есть непосредственный, сам по себе достаточный
мотив, который объяснял бы смысл и цель дела.
§ 445
В
протестантских
церквах
наиболее
бросающимся
в
глаза
предметом
является кафедра, в католических - алтарь. Это символизирует
тот факт,
что
протестантизм обращается прежде всего к пониманию, католицизм же - к вере.
§ 446
Гуманизм
носит в себе оптимизм, и
постольку он ложен, односторонен
и
поверхностен. Поэтому-то лет
сорок назад против его господства
в
немецкой
изящной литературе, которое преобладало и в произведениях
Гете и Шиллера, и
поднялся так называемый романтизм, ссылаясь на христианство, которое по духу
своему пессимистично.
283
В
настоящее время против гуманизма, влияние которого
угрожает в конце
концов
привести
к
материализму,
по
тем
же
основаниям
подымается
ортодоксальная и набожная партия, крепко держится пессимистической стороны и
настаивает поэтому
на
наследственном
грехе
и Спасителе
мира,
но именно
поэтому она вынуждена принять уже и всю христианскую мифологию и защищать ее
как истинную sensu proprio -
что
в настоящее время
не может иметь успеха.
Наоборот, она должна была бы
знать, что познание естественной греховности и
испорченности человеческого рода, злополучности мира, вместе
с
надеждой на
спасение от него
и освобождение от греха
и смерти, вовсе не специфичны для
христианства и поэтому вовсе
не неотделимы от его своеобразной мифологии, а
распространяются на гораздо более широкие сферы - именно, лучше и явственнее
представлены
в
гораздо
более
древних и
большинством человеческого
рода
исповедуемых
религиях
Азии,
где
они принимают
совершенно
иные
формы и
существовали задолго до того, как пришел Назареянин.
§ 447
§ 448
Столь запутанная, причудливая,
даже узловатая мифология христианства с
замещающей
искупительной
смертью
Христа,
предопределением
благодати,
оправданием верой
и
т.д. - дитя
двух
весьма
разнородных родителей:
она
возникла именно
из конфликта
почувствованной
истины
с
данным
еврейским
монотеизмом,
который
в
существенных
чертах
противоречит
ей.
Этим
и
объясняется ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz