не созерцают,
редко
фиксируют
что-либо подолгу,
и всякое
созерцание
их
быстро заканчивается. Поэтому их глаза
лишены отпечатка гения. А плоские
и
пошлые филистеры характеризуются даже прямою противоположностью созерцания -
высматриванием.
Их
взор
поэтому
всегда
высматривает,
что
особенно
сказывается, когда они, чтобы
получше видеть,
как это часто
бывает, щурят
глаза (connivere). Этого никогда не делает, по
крайней мере как
привычного
движения, ни один
истинно гениальный человек; даже если
он близорук. Ср. §
121.
1
NB.
У
порывистых,
необузданных
людей
это
явление
тоже
иногда
наблюдается,
однако
по
другим
причинам,
и его
отличительный
признак -
вращение глаз.
291
Для каждой идеи есть понятие, но не
для всякого понятия - идея. Платон
не
различает этого
надлежащим образом, когда
он, de Republica X,
initio,
говорит, что
и стол, и стул и
т.д. выражают известную
идею, именно - идею
стола, стула и т.д. Но это не так: стол и
стул, конечно, выражают известную
идею, но не идею стола и стула: все artefacta
подобного рода выражают
лишь
идею материи и света.
§ 463
Если истории наук
и искусств не представляют собою, как этого, однако,
можно было бы ожидать, лишь изображения невыразимых, бесчисленных нелепостей
и
пошлостей человеческих -
то
это происходит
оттого,
что
они
в
целом
сообщают
нам лишь об исключениях
и
что
следы сохраняются лишь от
умных,
даровитых, гениальных людей, т.е. лишь от одного на тысячи; бесчисленная
же
толпа исчезает, не оставляя по себе никакой памяти; и поэтому, читая историю
искусств
и
наук
или
созерцая
сохранившиеся
творения,
думаешь,
что
человеческий род весь умен. Но если поближе присмотреться, в какое бы
то ни
было время,
к
современным
произведениям
и
их творцам,
- например, если
почитать книги, появившиеся в
течение последних лет (во всякое
время), или
пойти на выставки живущих еще
живописцев, или поиграть новейшие музыкальные
произведения, то
всегда
будешь
иметь
дело
лишь
с
одной бездарностью и
увидишь все
ничтожество человеческого
рода. Кто
сам
того же пошиба,
тот
чувствует себя при этом хорошо; ибо Гете справедливо говорит:
"Много
их, и
хорошо им вместе". Но немногие
избранные,
quibus
ex melioris luto
finxit
praecordia Titan, невыразимо страдают в этом гигантском Бедламе.
292
Кстати, еще
одно
замечание: так как драматическое искусство действует
лишь на один момент, то наслаждение этим искусством наиболее редко; ведь оно
достижимо
лишь
при
условии
действительно
живой
наличности
человека,
одаренного
большим
талантом;
отсюда
и
проистекает
то,
что
остальные
искусства,
в
которых
прекрасное
непреходяще,
всегда могут указать нечто
выдающееся;
драматическое же искусство - редко:
скорее
в нем вполне
ясно
сказывается,
почти
при
каждом
его
проявлении,
неспособность
людей
к
прекрасному.
§ 464
Кому знакома духовная или телесная красота, тому вид каждого нового так
называемого человека и знакомство с ним в ста случаях
против одного не дают
ничего, кроме совершенно нового,
действительно оригинального и до
тех
пор
никогда еще не приходившего ему на ум примера compositi из ненавистничества,
плоскости,
пошлости, извращенности, глупости,
злости - одним словом, всего
отталкивающего
и противного.
В самом деле, при встрече с новым человеком я
часто чувствую себя как пред картиною Теньера "Искушение святого
Антония" и
сходными
картинами,
созерцая
которые
я
при
каждом
новом
уродливом
и ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz