чудовищном образе удивляюсь новизне комбинаций в фантазии художника.
§ 465
Для философа, как и для поэта, мораль не должна стоять выше истины.
§ 466
L'unite de l'action consiste en се que d'un bout de
la piece a l'autre
on parle
toujours de la
meme chose: ce
qui
est horriblement ennuyeux, et
rend les tragedies francaises si soporifiques [1].
1 Единство действия состоит в том, что с начала и до конца пьесы всегда
говорят
об
одном и том же: это страшно
скучно, и
это делает
французские
трагедии такими снотворными (фр).
293
§ 467
Можно сказать, что
весь Шекспир -
не что иное, как
человек,
который
даже в бодрственном состоянии мог делать то, что все мы можем делать во сне:
заставлять
людей
говорить
согласно
с
их
характерами.
Так
Фидий
мог
сознательно делать то, что все мы делаем
помимо всякого сознания, - творить
людей.
§ 468
Превосходный
сюжет
для
трагедии
из Пекинской
газеты
от
1788
г.,
находится в Journal asiatique, 7. 11, p. 241 seqq.
§ 469
Я выяснил,
что тенденция трагедии
- указать на отрицание, уничтожение
воли к жизни. Напротив, комедия побуждает именно к продолжению и утверждению
этой
воли.
Страдания
должна
и
она
выносить
напоказ,
подобно
всякому
изображению человеческой жизни. Но комедия при этом показывает
отчасти, что
страдание
преходяще
и разрешается
в радость; отчасти, что
оно смешано
с
радостями, удачею, победою,
надеждою,
которые
в конце концов перевешивают
его; отчасти, наконец, что вся жизнь и
даже самое
страдание содержит много
комического элемента, материала для смеха, благодаря чему мы, если только мы
этот материал отыщем, имеем основание при всех
обстоятельствах оставаться в
хорошем
расположении духа; следовательно, комедия показывает,
что
жизнь в
целом очень хороша и сплошь забавна.
Так
как это воззрение в таком
мире,
который именно и есть проявление
воли к жизни, должно было
большинству прийтись
весьма по вкусу, то этим
и
объясняется,
почему
неминуемо
оказалось
больше
любителей
комедии,
чем
трагедии, и почему легче склоняются к первой, чем к последней.
294
§ 470
Что
для
гения
независимость
его
личности и свободный досуг
должны
стоять
выше
всяких
благ, это очевидно
[1]. Ибо
удовольствия и
почести,
покупаемые ценою
своей свободы
и досуга, рассчитаны
лишь на
обыкновенных
людей и нисколько не привлекательны для гения. Гений обращен лишь
на самого
себя, на
услаждение собственным
духом,
которого одни только отображения и
бальзамированные
созерцания
дают
еще
отраду
и
грядущим
поколениям;
поступаясь же своим досугом и свободою, он устраняет этим и самого
себя, не
может более быть тем, чего требует его
внутренний дух,
а делается тем, что
соответствует человеческим целям. Поэтому нет ничего глупее для
гениального
человека, как жертвовать своими силами и временем ради богатства и почестей;
ибо это значит отказываться от единственного истинного
блага, существующего
для
него, чтобы приобрести взамен
нечто неприемлемое. Гениальному человеку
мир
не может
дать ничего лучшего, подарить
ничего более благородного, чем
именно он сам: и мир дает
это, если делает возможным для гения пользоваться
своими силами и своим временем независимо и неограниченно.
1 Интеллект
по
своей природе
приурочен к служению
воле и поэтому, в
степени
и
мере,
приспособлен
к
ней.
Гений заключается
в
ненормальном
перевесе интеллекта и его
применении к общему началу бытия, на благо
всего
человеческого рода, вместо служения индивидуальной воле; если
же он
тем не
менее принужден служить ей, то хотя
он и
не
теряет в своей интенсивности,
зато теряет свое время, проигрывает в
экстенсивности; гений, таким образом,
не
развивается,
он погибает.
Поэтому
полное использование
этого редкого
свойства
духа требует,
чтобы о воле
индивидуума
и ее
необходимых
целях
заботился кто-либо со стороны; благодаря чему интеллект как субъективно, так
и
объективно становится свободным.
Если это будет сделано лишь наполовину, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz