пожалуй, основное различие обоих направлений
духа,
которое ставит философа
выше; да он и действительно стоит выше и реже встречается.
§ 478
Хотя Г. Гейне и шут, однако у него есть гений, а также то, что отличает
гений,
-
наивность.
Но
если
поближе присмотреться к
его
наивности, то
найдешь,
что
корень ее - жидовское
бесстыдство, ибо
и
он принадлежит
к
нации, о которой Ример говорит: у них нет ни стыда, ни совести.
§ 479
К
числу
многих
условий, благодаря которым
могли возникнуть творения
Шекспира, относится также и то, что он
имел пред собою более интеллигентную
нацию, как в смысле натуры для него, так и в смысле уровня понимания, чем он
мог бы встретить во всякой другой европейской стране.
§ 480
Красота юноши относится к красоте
девушки так, как картина, написанная
масляными красками, - к пастели.
301
Глава XVI
О СУЖДЕНИИ, КРИТИКЕ, ОДОБРЕНИИ И СЛАВЕ
§ 481
Большинство людей предпочитает заниматься
всем, чем
угодно, только не
мышлением
и
раздумьем;
чтобы
иметь при
этом все-таки
еще и возможность
действовать,
не
подвергая
себя
слишком
большому
урону,
они
держатся
излюбленной
максимы: поступать всегда только так, как поступают все другие.
Таким
образом, они похожи
на общество,
которое
уселось в круг
- один
к
другому на колени, в то время как никто не сидит на стуле. Когда я вижу, как
в
стаде гусей или
баранов каждый идет
непременно за
предшественником, не
заботясь, куда же он, собственно, идет, то мне кажется всегда, что сквозь их
крик и блеяние до меня долетают произносимые слова: "не стану я выделяться!"
§ 482
Авторитет является, как известно, единой
действующей
силой:
никто не
хочет,
в
сознании собственного
бессилия, прибегать к суждениям,
а каждый
дожидается суждения
со стороны более умного. Но
вместо последнего является
более бесстыдный
и
внушает ближнему свое суждение,
а затем
по его стопам
идет уже все стадо.
§ 483
Есть
существа,
относительно
которых
не
понимаешь,
как
это
они
умудрились ходить на двух ногах - хотя сам по себе этот факт еще ничего и не
говорит.
§ 484
Человек, которому, как это обыкновенно бывает, чужой авторитет заменяет
собственное суждение, представляет собою жалкое животное.
§ 485
Есть
масса двуногих и четвероногих
существ, которые существуют только
для того, чтобы существовать.
§ 486
Нет ничего
более редкого, чем самостоятельное
суждение. Меньше
всего
можно ожидать
его от
ученых по
профессии.
Узкое пространство
их
головы
наполнено
традиционным
материалом,
а
последнему
всякое
самостоятельное
мышление опасно.
На
что
может надеяться тот, кто славу
за
добытое собственной мыслью
должен принимать из рук таких людей, которые никогда не могли мыслить сами и
хотят возместить
этот недостаток помощью традиционного материала, коего они
служат хранителями?
Но
скажут мне,
что подрастает
беспристрастная
молодежь
и что
есть
исключения. Исключения существуют только
для
исключения, и в таком
жалком
мире, как наш, приходится во всем жить в виде исключения.
§ 487
Лавровый венок - это покрытый листьями венец терновый.
§ 488
Кому парадоксальность
какого-нибудь произведения
кажется
достаточным
поводом
для неблагоприятного суждения о нем, тот,
очевидно, держится
того
мнения, что
у нас уже
имеется в обращении значительная масса мудрости, что
мы
вообще ушли далеко и нам предстоит -
самое большее -
сделать некоторые
частные поправки. Но кто
вместе с Платоном
попросту устраняет это
ходячее
мнение словами:
??? -
или
даже
вместе
с
Гете
держится убеждения,
что
абсурдное, собственно, и заполняет мир, для того парадоксальность известного
произведения всегда является благоприятным, хотя далеко
еще
и не
решающим
признаком.
302
Хороший
был
бы
это
мир,
в
котором
истина
могла
бы
быть ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz