Итак,
уже
одно
чужое
одобрение,
настоящее
или компетентное,
дает
гарантию
тому,
что
самостоятельно
продумано
и
оригинально.
В
противоположность этому, одно чужое неодобрение
или даже неодобрение многих
ничего не значит; ибо оно, если даже не вытекает из дурной воли, может очень
часто являться плодом недостаточной способности понимания. Но пройти путь из
одной головы
в другую мысль должна, если одобрение,
которое встречает
ее,
должно служить показателем ее ценности.
Частое
исключение
составляет
случай,
когда сообщаемые
понятия
уже
имелись в чужой голове, и, следовательно, данное произведение - не более как
простое
повторение уже известных
понятий,
которые
твердо
установлены во
многих головах. В этом
случае произведение не оригинально, а все
сказанное
применимо только к
оригинальному. На
этом исключении и покоится
одобрение
того дурного, на что существует большой спрос. Все его читатели и почитатели
сравнивают
его
-
но
никогда
не
с
миром
интуитивным,
а
только
с
господствующими понятиями.
307
§ 501
Озорий (de gloria) верно заметил, "что слава
бежит от того, кто за ней
гонится, и, наоборот, следует за тем, кто не
обращает на нее внимания
и не
ищет ее".
Ибо
всякое
преднамеренное
стремление
к
славе
являет
людям
доказательство того, что данный человек не относится с полной серьезностью к
самому делу - иначе он не придавал
бы
такой большой
цены тени или отзвуку
этого
дела, - согласно
принципу, что аффектирование какого-нибудь свойства
указывает на его отсутствие.
Итак, для
своей славы не
следует делать ничего
другого,
как
только
заслуживать
ее:
следовательно, не
умалять других, чтобы этим относительно
возвысить себя [1]; не позволять друзьям хвалить себя и вообще не стремиться
преднамеренно возбуждать к себе внимание; не восхвалять своего дела и вообще
не подымать
шума, а ждать, пока
заслуга сама начнет говорить
за себя, что
она непременно в
конце концов и сделает,
как и, наоборот, слава, созданная
искусственно,
должна
будет
рано
или
поздно
погаснуть.
Ибо
всем
этим
раздражаешь еще, помимо
всего,
дух противоречия
и
обостряешь и без
того
постоянно возбужденную зависть.
1 Quoi de plus aot
de
se montrer
petit, voulant
paraitre grand (Нет
ничего
глупее выказывать
себя малым,
между
тем
как
желаешь
показаться
великим).
§ 502
Те, кто
достиг настоящей и
заслуженной славы, не
могут
придавать ей
никакого значения;
ибо человеческий род представляется им как раз настолько
же малым, насколько
они ему
-
великими,
и его слабые соединенные голоса,
достигая их слуха, звучат лишь как жалкое кваканье. Но здесь и наступает то,
о
чем
говорит Аристотель,
а именно,
что
хотя
отдельные
лица,
которые
составляют публику, обыкновенно не способны к верным суждениям, но
сама эта
публика судит в большинстве случаев верно и метко.
308
§ 503
Что
Упнекхат
читают
и
знают
так
мало,
спустя тридцать
лет после
появления на немецком языке; что "Разные сочинения" Лихтенберга, вместо того
чтобы выдержать новые издания, спустя 33 года,
должны продаваться по
очень
пониженной цене; что
гетевское учение о
цветах
все еще после 22 лет везде
считается
ложным - все это
характерные
черты
немецкой публики, о которых
никогда нельзя забывать, если возлагаешь на нее известные надежды.
§ 504
Чтобы
ориентироваться
в интеллектуальном
характере
немцев и
в
тех
надеждах,
которые
можно
возлагать
на
них,
я
заметил
себе
несколько
устойчивых ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz