вообще
цитировать надо больше из тех специальностей, которые нам совершенно
чужды,
чем из нашей
собственной. Ибо если мы
правы, то право
останется на
нашей
стороне
и
без ссылок на прежние сходные изречения. Ведь коль
скоро с нами
истина, то
какое же значение может иметь еще и то, что на нашей стороне еще
и
тот
или иной автор, как бы он ни
был
велик? Это всегда
только
???
и
никогда не признается всеми без исключения.
323
§ 538
Все
мысли,
которые
я
написал, возникли
по внешнему поводу, большей
частью
по
поводу какого-нибудь интуитивного впечатления, и
высказал я
их
исходя
из
объективной
точки
зрения,
не заботясь о
том, куда они
могут
привести; но все-таки
они похожи на радиусы, которые,
исходя из периферии,
все направляются к одному
центру, т.е. к основным идеям моего учения: к ним
ведут они с самых различных сторон и точек зрения.
§ 539
Существуют мысли, которые, сами по себе взятые как такие,
не стоили бы
того, чтобы их записать, но которые сделал необходимыми известный
контекст.
Из
такого
цемента
состоит
по
меньшей
мере половина почти каждой книги.
Наоборот, если бы
можно
было составить свой
текст сплошь из таких мыслей,
которые
уже
исключительно
ради них
самих были бы достойны того, чтобы их
записать,
и если бы они в самом деле были записаны и действовали
затем все
вместе, так
что ценное было бы в то же время
и необходимым и наоборот,
по
аналогии с органической природой, где ??? представляет вместе с тем и ???, -
то это было бы чудо, как стена, вылитая из расплавленных камней.
§ 540
Чем больше в книге разных тире, тем меньше мыслей.
324
Глава XIX
О ЯЗЫКЕ И СЛОВАХ
§ 541
Мы
гораздо
более
склонны употреблять слова без понятий на латинском,
чем на
своем
родном языке. Вот
если бы вменить
философам
в обязанность,
вместо
того
чтобы
говорить
"абсолютное",
всегда
употреблять
слово
"отрешенное"
или,
проще,
"распущенное",
то
они меньше стали бы пустяков
болтать о "заложенной в разуме идее абсолютного"!
§ 542
Слова действительность
(Wirklichkeit) и
действительный
(wirklich)
в
философии
несравненно лучше и
выразительнее, чем
их синонимы реальность и
реальный:
первые
свойственны исключительно
немецкому языку, и у него есть
повод гордиться ими.
§ 543
Замечательно,
что
суетность,
vanitas,
vanite,
обозначает
сначала
пустоту, ничтожество, а затем - желание чужого удивления; таким образом, это
желание,
эта
жизнь во мнении
других, avaritia
laudis
характеризуется, в
очень
многозначительном
словоупотреблении,
как
пустое
и
ничтожное
par
excellence; ибо все это - самое ничтожное из всех благ.
325
§ 544
Слова
и
понятия
будут всегда сухи, ибо в этом - их природа.
Было бы
глупо ждать, что слова и абстрактная мысль
станут тем же и дадут то же, чем
была
и что давала живая
интуиция, вызвавшая эту мысль: сама
по себе
она,
мысль, представляет только мумию интуиции, а слова - крышку гроба мумии. Тут
граница духовного общения,
и лучшее она исключает. Но как
ни сухо
общение
посредством слов
и
понятий,
они
пригодны
- стоит лишь
их
однажды
нам
постигнуть - к
тому, чтобы понять
то, что нам дает
интуиция, чтобы свести
вместе совместимое, и т.д. - наподобие того как жестяной футляр для растений
хотя сам и представляет собою безжизненный металл, но ботанизирующему служит
для того, чтобы он мог унести в нем домой и сохранить найденные цветы.
§ 545
Как
у
англичан
и
французов слово
idee, в силу бедности
их языков,
означает понятие несравненно более широкое, чем
в немецком, а именно - все,
что только каким-нибудь образом есть представление, -
так же точно
обстоит
дело
и со
словом passion, которое далеко
не во всех случаях соответствует
немецкому
слову
Leidenschaft ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz