диалектов готского языка и, вероятно,
не имеет ничего общего с жаргоном тех
лежебок и пожирателей
желудей, о которых говорит Тацит, - тому я рекомендую
книгу Раска о зендском языке.
Я не знаю, почему мне
сейчас приходит
в голову, что патриотизм, когда
он хочет выступать в
царстве наук,
не что
иное,
как
непристойный малый,
которого надо взять за шиворот и выбросить вон.
Между
тем
есть люди,
которые
из
одного
патриотизма почитают
даже
философию Лейбница:
они
заслуживают того, чтобы их заперли
среди сплошных
монад
и
заставили
там
слушать
предустановленную
гармонию
и
созерцать
спектакль identitatis indiscernibilium.
329
Глава XX
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
§ 553
Пережив только что большое
горе,
мы
удивляемся,
что мир вокруг
нас
остается безучастным и продолжает идти своей обычной чередой.
die Welt, wie sie so leicht
Uns hulfsols, einsam lasst und ihren Weg
Wie Sonn' und Mond und andere Gotter gent [1].
Гете, Тассо
1 Как легко мир оставляет нас беспомощными, одинокими и продолжает свой
путь, как солнце и луна и другие боги (нем.).
Но
мало
этого! Нам
становится
невыносимо, что
даже мы сами
должны
продолжать
механический
ход
своих обыденных
занятий
и
то горе, которое
бушует
внутри
нас,
должно
оставаться
чуждым
тысяче
наших
собственных
поступков. Вот почему,
для того
чтобы восстановить
гармонию
между
нашей
внешней
деятельностью и внутренними
ощущениями, мы
неистовствуем, кричим,
рвем на себе волосы и катаемся по полу.
У
нас такие деспотические помыслы, что
мы все
хотели бы приобщить
к
нашим интересам и
все принудить к участию в них. Единственным путем к этому
было бы
приобретение любви других - так,
чтобы
наша беда теснила и
чужую
грудь. Так как это слишком сложно, то мы выбираем
часто более короткий путь
и выбалтываем свою беду людям, равнодушным к ней, которые слушают
об этом с
любопытством, но без участия, чаще же всего - с удовольствием.
§ 554
Разговор
и
общение,
которые
всегда
сопровождаются взаимным
легким
возбуждением воли,
составляют почти физическую потребность.
Но по временам
животные для меня более занимательны, чем заурядные люди. Ибо, прежде всего,
что
можно
вообще сказать?
Только понятия
могут быть передаваемы словами,
т.е.
-
самые
сухие
представления;
а
какие
же
понятия
может передать
какой-нибудь
заурядный человек,
если
только он
не
рассказывает
или
не
сообщает
о чем-нибудь? А ведь
это,
собственно,
еще не создает разговора.
Кроме
того,
самую большую прелесть
разговора составляет только мимический
элемент, проявляющийся характер, как этого ни мало. Но даже самый выдающийся
человек - как мало может он сказать о том, что в нем происходит! Ведь только
понятия поддаются передаче. Все же разговор
с умными людьми доставляет одну
из величайшие радостей. Но у
людей заурядных к
их скудости
присоединяется
еще и то, что их разум
дает им возможность
прятаться и притворяться; а так
поступать им
необходимо в силу их
собственного убожества, так
что
они не
показывают
даже того
немногого, что
у них есть,
вместо этого
вы
видите
маску. Животные же, не имея разума, не могут ничего скрывать: они совершенно
наивны и поэтому очень
занятны, если только отнестись достаточно объективно
к их
способу
общения:
они
не
говорят
словами, но своей фигурой,
своим
строением,
образом
своей
жизни,
своими
поступками
выказывают
себя
наблюдателю в таком занимательном и приятном виде. Он замечает разнообразную
жизнь, по форме весьма
отличающуюся от его
собственной
жизни и все-таки в
существе своем представляющую одно с нею. Он, наблюдатель, видит здесь жизнь
упрощенной, он
видит
ее по
устранении рефлексии, так как
жизнь
здесь, в
животных, живет исключительно
настоящим, крепко захватывает его, о ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz