будущем
не
заботится
(по
крайней
мере,
сознательно), смерти
не боится и, таким
образом, всецело и вполне объята жизнью.
330
§ 555
The conversation among ordinari
people, when it does not relate to any
special matter of fact,
but takes a more general character, mostly consists
in hackney'd
common places, which they alternately repeat
to
each
other,
with the utmost complacency [1].
1 Разговор людей заурядных, если только он
не относится к какой-нибудь
специальной
фактической теме, а
имеет более
общий
характер,
обыкновенно
состоит
из
пошлых
общих
мест,
которые
они с величайшей
любезностью
и
повторяют наперерыв друг перед другом (англ.).
§ 556
Некоторые
люди могут презирать
всякое благо, если
только
они
им не
обладают; другие же
люди презирают его только в
том случае,
если
они
им
обладают. Последние более несчастны и более благородны.
§ 557
Если у
скорби нет больше
определенного
предмета, а чувствуешь
ее по
отношению ко
всей жизни
в целом, то она до
известной степени представляет
собою
некоторое вхождение
в себя,
замкнутость,
постепенное
исчезновение
воли;
и
видимость
последней,
тело,
она
исподволь, но в
сокровеннейшей
глубине,
даже
подрывает; при этом человек испытывает
известное ослабление
своих связей, легкое предчувствие смерти, и оттого такую скорбь сопровождает
тайная радость; и, я думаю, она именно и есть то, что англичане назвали
the
joy of grief.
И эта печаль, простирающаяся на все целое жизни,
освобождающая, - одна
поистине
трагична;
в
противоположность
этому
скорбь,
направленная
на
какой-нибудь отдельный
объект, как бы
сильна она
ни была, всегда комична,
так
как
она
представляет собою
в надломленной
воле,
лишенной смирения,
только
раздвоение,
внутреннее противоречие
воли или жизни.
Такова скорбь
скупца
по поводу утерянной шкатулки.
Хотя горе трагического
лица
исходит
также из какого-нибудь отдельного,
определенного объекта,
но оно все же на
нем
не останавливается;
более того - трагическое
лицо принимает отдельную
невзгоду только за символ всей жизни и переносит ее поэтому на нее.
331
§ 558
Досада - это
направление субъекта познания на препятствие, встречаемое
каким-нибудь сильным
проявлением
субъекта воли. Есть два пути избежать ее:
либо
не
испытывать
страстного
хотения,
т.е.
-
добродетель;
либо
не
направлять своего познания на препятствие, т.е. - стоицизм.
§ 559
Приобрести
расположение очень красивой женщины
благодаря только своей
личности
- может
быть,
еще
большее
наслаждение для
тщеславия,
чем для
чувственности, так как
этим достигаешь уверенности в том,
что
собственная
личность твоя представляет собою эквивалент для этой
превыше
всех ценимой,
пленительной, боготворимой особы. Поэтому-то и осмеянная
любовь
доставляет
так
много
страданий - особенно если она
соединяется
с небезосновательной
ревностью.
В
радости счастливой и
в горе несчастной
любви тщеславие
принимает,
вероятно, больше участия, нежели чувственность, потому что
сильно
потрясти
нас может только
нечто духовное, мысль, а не простое чувственное желание. И
животные
знают
это
вожделение,
но им
неизвестны те страстные радости
и
страдания любви.
§ 560
Кто
внезапно попадает
в совсем чужую
страну
или
город,
где
царит
совершенно
отличный
от
его
собственного образ
жизни или даже язык,
тот
чувствует ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz