бескорыстному
созерцанию. Но в высшей степени замечательно, что есть одна пародия
393
пластических искусств, которая
переходит эти границы, создает
иллюзию
действительности и вместе с ней интересное,
но
зато сейчас
же
утрачивает
действие истинных искусств и становится непригодной для познавания идей. Это
- искусство восковых фигур. Здесь именно - та граница, которая исключает его
из
разряда прекрасных искусств.
Оно
дает
полную иллюзию, если
мастерски
выполнено, но именно
потому мы
стоим перед
его
произведениями как
перед
живым
человеком,
который уже заранее представляет
собою объект для
нашей
воли,
т.е.
интерес, следовательно -
возбуждает волю и
уничтожает
чистое
познание:
мы приближаемся к восковым фигурам
с опасением
и осторожностью,
как
к
живому
человеку, наша
воля возбуждена
и ждет, будет
ли она,
эта
фигура,
любить
или ненавидеть, бежать
или
нападать;
мы
ожидаем
от нее
какого-либо поступка. Но так как фигура остается все же безжизненной, то она
производит
впечатление
трупа
-
производит
такое
же
неблагоприятное
впечатление.
Интересное
достигнуто
здесь
вполне,
но
не
получается
произведения искусства: следовательно,
интересное само
по себе не есть еще
ни в
каком случае цель искусства.
Это вытекает также из того, что
даже
в
поэзии свойством интересного обладают лишь драматический и повествовательный
род:
если бы
оно наряду с
прекрасным было целью искусства, то
лирическая
поэзия уже
вследствие
этого
одного была бы
вдвое глубже, чем
два других
рода.
Теперь переходим ко второму
вопросу. Именно: если бы
интересное
было
средством для достижения прекрасного, то всякое интересное произведение было
бы также и прекрасным. Но этого не бывает ни в каком случае. Часто драма или
роман
пленяют
нас
интересным,
но
вместе
с
тем
страдают
таким полным
отсутствием прекрасного,
что
нам потом
стыдно потери
времени.
Так это в
некоторых
драмах,
ни
в
каком
случае
не
дающих
изображения
сущности
человечества
и жизни,
рисующих
характеры
пошло
или искаженно, так что в
сравнении
с природой они являются чудовищными:
но
ход событий,
сплетение
поступков так интригуют нас, герой благодаря своему положе-
394
нию
возбуждает
в
нашем
сердце такое сочувствие,
что
мы
не
можем
успокоиться, пока не разрешится
путаница и герой
будет вне опасности;
при
этом
ход
событий
так ловко
направлен
и
поведен,
что мы с
непрерывным
напряжением
следим за
его дальнейшим развитием и все же не
можем
угадать
его,
так
что наше сочувствие, колеблясь
между напряженностью
ожидания
и
разительностью неожиданной развязки, живо
затронуто и
мы, приятным образом
развлекаясь,
не
замечаем,
как проходит
время. В этом
роде - большинство
произведений Коцебу. Большая публика и не нуждается
в
ином:
ибо
она ищет
развлечения, интересного препровождения
времени, а не познания,
прекрасное
же - дело познания; поэтому восприимчивость к нему так же различна у
разных
людей,
как
и
интеллектуальные
их
способности.
Внутренняя
правдивость
изображаемого,
то,
соответствует
ли
оно
сущности ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz