чувственность
(рецептивность),
рассудок и разум, распадается
на субъект и
объект
и сверх этого не содержит ничего. Быть объектом для субъекта
и быть
нашим представлением -
одно
и
то
же.
Все наши представления
-
объекты
субъекта, и все
объекты субъекта - наши
представления.
При этом,
однако,
оказывается,
что
все наши представления
между собой в закономерной
и
по
форме a priori определяемой связи, в силу которой ничто для себя пребывающее
и независимое, а также ничто единичное
и оторванное
не может стать для нас
объектом. Именно эту связь
и выражает закон
достаточного основания в своей
всеобщности"
(Шопенгауэр
А.
О
четверояком
корне
закона
достаточного
основания. М., 1993. С. 24).
"Этот
закон
чрезвычайно важен, так как его можно назвать основой всех
наук. Наука ведь означает систему знаний, т.е. совокупность связанных знаний
в
противоположность
простому
их
агрегату.
Но
что
же,
если
не
закон
достаточного основания,
соединяет
члены
системы?
Ведь
науку отличает от
агрегата
то,
что
знания
следуют в
нем
одно
из другого как
из
своего
основания" (там же. С. 9).
404
"...Воля как вещь в себе находится вне области закона основания во всех
его
видах
и поэтому
совершенно безосновна; хотя
каждое из ее
проявлений
полностью подчинено
закону
основания..." (Шопенгауэр
А.
Мир
как воля
и
представление. Т. 1. С. 240).
"Систематический же порядок, в
котором должны были бы следовать классы
оснований,
таков. Сначала
надо
было бы привести
закон
основания
бытия,
причем прежде всего
его применение во времени, как простую, содержащую лишь
существенное схему всех
остальных форм закона достаточного основания,
даже
как прототип всего конечного. Затем, после установления основания бытия
и в
пространстве,
должен был бы последовать закон
каузальности, а за ним закон
мотивации
и, наконец, закон
достаточного основания познания,
так
как все
предыдущие законы относятся к непосредственным представлениям, а этот
закон
- к представлениям из представлений" (там же. С. 116).
ЗАКОН
ПРИЧИННОСТИ
- закон достаточного основания, действующий
в мире
материальных (физических) объектов и означающий, что
каждое изменение имеет
свою причину в другом изменении,
непосредственно ему предшествующем. "<...>
Закон причинности относится исключительно к изменениям, т.е. к наступлению и
прекращению
состояний
во
времени,
регулируя
то
отношение,
в
котором
предшествующее состояние называется причиной, последующее - действием, а
их
необходимая
связь - последствием" (Шопенгауэр А. О четверояком корне закона
достаточного основания. М., 1993. С. 30-31).
"Поскольку
<...>
закон
причинности
осознан
нами
a
priori,
он
трансцендентален,
значим
для любого возможного опыта, тем самым
действует
без
исключений;
поскольку, далее,
он
устанавливает,
что за
определенно
данным,
относительно первым
состоянием
должно
закономерно,
т.е. всегда,
следовать
другое, также определенное
состояние,
то
отношение
причины
к
действию - отношение необходимое;
поэтому закон
каузальности дает право на
гипотетические
суждения
и выступает
тем
самым
как одна
из
форм закона
достаточного
основания,
на который
должны
опираться
все
гипотетические
суждения и на котором <...> зиждется необходимость.
405
Я
называю
эту
форму
нашего
закона
законом достаточного
основания
становления
потому,
что
его ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz