метафизику, только с
этической стороны - к
метафизике природы присоединить метафизику нравов; тем более что в противном
случае
были
бы основания
опасаться,
что
эта
метафизика
природы
может
привести вас к безнадежному и
аморальному спинозизму, мало того -
до такой
степени запутать вас, что вы могли
бы прийти к непониманию наиболее важного
из всех жизненных явлений - великой моральной значительности всего поведения
-
и
к
упорному
его
отрицанию.
Поэтому
крайне
необходимо
тотчас
же
присоединить к
метафизике природы метафизику нравов,
тем более что человек
по всему складу своему - скорее практическое, чем теоретическое, существо, и
помыслы
его до
такой
степени
сосредоточены на
действии,
что во
всяком
исследовании,
на
что
бы
оно ни
было
направлено,
практическая
сторона
является для него всегда наиболее
интересною, всегда рассматривается им как
настоящий
результат, которому он
уделяет
свое внимание даже в том случае,
если он не
придал никакого значения
всему,
что результату предшествовало.
Оттого
этический
результат
всякой
философии
всегда
обращает
на
себя
наибольшее внимание и справедливо считается центральным ее пунктом. Излагать
же одну
только метафизику нравов
я совершенно не мог,
так как
метафизика
природы служит всецело ее базисом и
6
опорою,
и я не исхожу
в
этике, как
то делают, например, Кант
и все
философствующие
после
него,
из
какого-то
абсолютного
долженствования и
необъяснимого далее категорического императива,
или нравственного закона, а
исхожу
из чисто
теоретических
положений;
так
что
бесспорно
-
великая
моральная значительность поведения,
которая
открывается
нам
в
том,
что
называют совестью,
не постулируется
мною
(как Кантом и др.)
без
дальних
рассуждений, и не выставляется как
ясная сама
по себе,
и не делается даже
основанием для гипотез, а скорее я беру ее как проблему, которая нуждается в
решении и получает
его
из предшествующей метафизики природы, или выяснения
внутренней сущности мира.
Если,
таким образом, метафизика нравов должна неизбежно присоединяться
к ранее
предпринятым исследованиям, чтобы
защитить
их
от
недоразумений,
представить их
в
надлежащем свете
и
чтобы
вообще
не
опустить наиболее
существенного
и наиболее
важного для
всех, то о
метафизике
прекрасного,
напротив, нельзя утверждать этого в одинаковой
мере, и ее
во всяком случае
можно
было бы без особого вреда выпустить из хода наших рассуждений. Однако
я не мог бы
излагать ее взятую самое по
себе и отдельно, ибо хотя она и не
обусловливает
необходимым
образом всего предыдущего, зато
сама необходимо
предполагает
все
предыдущее и без него не может
быть основательно понята.
Кроме
того, и
она
еще много привносит для
лучшего
понимания
метафизики
нравов
и служит
поэтому весьма полезною подготовкою к ней, да
и
в других
отношениях во
многом связана с философией в ее целом; так что целесообразно
излагать ее
в связи с общей философией.
Поэтому я предпосылаю
ее этике, а
этику излагаю последней.
Вам ясны, таким образом, те
основания, которые побуждают меня излагать
сразу
всю
философию в ее
целом и
соединить в одно
различные дисциплины,
обычно разделяемые.
Так как все это должно закончиться
в один
семестр, то
само собою разумеется, что из всех
этих дисциплин будут даны
лишь основные
истины, лишь общее, и что мы не будем входить в частности, в рассмотрение
7
приложения общего к единичным
случаям. Так, например, хотя я
и изложу
вам основы, сущность,
важнейшие учения логики, но не буду рассматривать все
возможные
различные
виды умозаключений. Точно так же и в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz