формы
из
огромной,
бесформенной
мраморной
глыбы; поэтому
моя философия необходимым образом будет все время
отделять
и
разъединять, ибо
она
не
хочет
создавать
ничего
нового,
а
стремится лишь
научить разбираться
в
данном;
поэтому
ее
можно
назвать
критицизмом в первоначальном смысле этого слова.
§ 11
Если
кто-либо
при созерцании забывает
самого
себя, знает лишь,
что
здесь
кто-то
созерцает,
но
не знает, кто он,
т.е. знает
о
себе,
лишь
поскольку знает
об объектах, то этим он
возвышает себя до чистого субъекта
познания и
перестает быть
(всегда
ограниченным,
обособленным)
субъектом
воли.
64
Далее,
тем,
что он
ничего не
знает о
моменте
времени,
в
котором
находятся сообща и
он сам,
и
объект,
он возвышает объект до платоновской
идеи. Этим он освобождает
себя от последнего и
самого
цепкого вида закона
основания (времени).
Ибо,
во-первых,
самое
созерцание
невозможно,
пока
человек
занят
объектами разума: он тогда имеет
дело лишь с
понятиями и
в них
с законом
основания познания, с его вечным отчего.
Во-вторых, пока кто-нибудь при
помощи разума заставляет
свой рассудок
следовать закону причинности и отыскивать
причины именно данной формы бытия
наблюдаемых объектов, он не созерцает: он думает, его мучает почему.
Субъект воли, как было сказано выше, необходимо подчинен своим мотивам.
Это в-третьих.
В-четвертых,
для
того
чтобы
появилась
Платонова
идея
объекта,
необходимо забыть закон основания во времени, когда.
Следовательно, созерцаемый объект должен быть как бы вырван из мирового
потока и вполне изолирован.
И тогда мы вполне освободимся от отчего, почему и когда, т.е. от всего,
чего требует
закон основания, и будем иметь лишь чистое как, то, что никоим
образом не подчинено закону достаточного
основания: именно, Платонову идею,
адекватного
представителя понятия
[1]. Это - воистину
сущее мира,
мир, о
котором
должно
решить, хотим
ли
мы его или
нет,
с
полной возможностью
выполнения своей воли: ибо смерть также принадлежит лишь миру. Это - то, что
представляет собою и всякая хорошая картина:
она тоже ничего не
знает ни о
каких почему, отчего, когда.
1
Чистое познание
по
отношению
к
субъекту
-
свобода от воли;
по
отношению к объекту - свобода от закона основания.
Науки
представляют
собой
рассмотрение
вещей согласно четырем
видам
закона
основания,
из
которых
ведь
всегда
преобладает
в
каждой
науке
какой-нибудь один: объектом наук, следовательно, и является "почему, отчего,
когда, где"
и т.д. - То же, что остается, если
отнять это
у вещей, и есть
Платонова
идея,
предмет всякого
искусства.
Таким образом,
всякий объект
есть, с одной стороны, объект
науки, с другой - объект искусства,
и оба не
нарушают друг друга. Так как я выяснил, что истинная фи-
65
лософия
имеет
дело
только
с
идеями,
то
мы
и
здесь
находим
доказательство того, что она - искусство, а не наука. Блаженство созерцания,
с
одной
стороны,
вытекает
из
перечисленных
выше
условий
и
состоит,
следовательно, в том, что,
освобожденные от мук воли, мы становимся
чистым
субъектом
познания
и
празднуем субботу, освобождающую от каторжной работы
воли; с другой
стороны, оно
вытекает
из познания истинной
сущности мира,
т.е. идеи. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz