этике
я покажу,
каково происхождение
моральной
значительности поведения, в чем заключается
истинная сущность добра и зла, как далеко добро и зло простираются в крайних
своих
проявлениях,
- однако не буду
указывать
приложения всего
этого ко
всевозможным житейским
отношениям или излагать
что-либо
аналогичное тому,
что
называется
разработанным,
систематическим,
законченным
учением
о
должном.
Равным образом
и
в учении
о
праве
я
изложу
происхождение
и
подлинный смысл понятий права
и неправды и решу
главный вопрос, к которому
все
сводится,
но не буду прослеживать приложения его ко всем
человеческим
отношениям.
Да
это
и
не нужно:
если
кто
хорошо
понял общую
сущность
какого-нибудь
дела,
основную
истину, высшие принципы,
тот
при некотором
размышлении
сам
весьма
легко сделает выводы относительно приложения
этой
основной
истины к
единичным
случаям и применит
ее ко
всем фактам
своей
жизни;
в
случае
же
необходимости
он
найдет
нужную
справку
в
почти
бесчисленных
учебниках,
в
которых
единичные
явления
по
большей
части
перечислены и изложены довольно правильно, несмотря на то что общее схвачено
неудачно и точка зрения на целое неверна.
Что
касается порядка наших разысканий, то
он
будет
следующий. После
предварительного введения
об изучении философии вообще мы будем исходить из
представления и
рассматривать
мир
лишь
как
представление,
поскольку он
находится в голове каждого из нас. При этом
мы будем различать прежде всего
двоякого
рода представления
- наглядные
и
абстрактные; сначала
мы будем
рассматривать
наглядные
представления,
проанализируем
их,
исследуем
различные их формы и узнаем, что содержится
в
сознании a priori
[1]
и, в
силу этого, является лишь формою его, и ознакомимся с тем, как возникают и
8
создаются наглядные
представления: мы увидим,
как оперирует рассудок.
Затем
мы
рассмотрим
абстрактные
представления,
в
противоположность
наглядным, мышление
в собственном смысле
слова, - т.е. мы рассмотрим,
как
оперирует разум; для
этой цели мы исследуем
формы и законы мышления и
тем
самым пройдем и основные положения
логики. Это рассмотрение представлений и
познания образует первую и, конечно,
самую сухую
часть наших исследований.
Важные истины, впервые
увидавшие свет
со времени Канта,
будут изложены по
большей части в этом отделе - именно те из них, которые оказались прочными и
подтвердились.
Ибо
некоторое
посвящение
в
учение
Канта
положительно
необходимо. Лишь благодаря
этому
учению впервые откроется
у
вас -
тут я
вынужден выразиться
несколько странно - метафизический смысл.
Постигнув до
известной степени учение Канта,
уже совершенно
иными
глазами смотришь
на
мир.
Ибо замечаешь уже
разницу между явлением и вещью
в себе. Я желал бы,
конечно, чтобы вы самостоятельно ознакомились с сочинениями
Канта и я читал
исключительно
перед
такими
слушателями,
которые
усвоили
себе
"Критику
чистого
разума";
а
то,
что
в
философии
Канта
мне
кажется
спорным и
подлежащим исправлению, это будет легко выяснить.
1 до опыта, изначально, безусловно (лат). - Примеч. сост.
Вторую часть наших
рассуждений составит
учение о вещи в себе, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz