всем,
кто
захотел бы
на нее
потратить усилия
и время. Но кому может серьезно прийти в голову мысль, что
познание, в сравнении с которым всякое другое бесконечно малоценно, могло бы
быть
доступно обладанию
всякого
без
различия,
в
то
время как
Мадонна
Рафаэля, Дон Жуан
Моцарта,
Гамлет
Шекспира
и Фауст Гете
существуют
для
каждого лишь
сообразно собственной его ценности,
для большинства же совсем
не существуют, и оно почитает эти творения, лишь опираясь на чужой авторитет
и тайно
сознавая, что
если бы
оно
громко
выразило собственное
мнение о
незначительности этих произведений, то этим лишь
обнаружило бы
собственное
ничтожество?
Поэтому они, т.е.
большинство людей, должны
довольствоваться
той скрытой радостью, которую они ощущают при всяком порицании какого-нибудь
мастерского произведения и его
мастера
- за исключением того случая, когда
они уже высказали собственное мнение и,
естественно, должны защищать его от
противоречия, -
причем
часто они защищают лучшее с такой горячностью,
как
будто бы оно было им аналогично, т.е. очень плохо.
Не
иначе будет и с истинной
философией,
если она
когда-нибудь будет
найдена,
и именно потому,
что она явится результатом наивысшего напряжения
человеческих способностей.
83
§ 27
Думаете
ли
вы, что философия
не
будет,
подобно
всякому
истинному
произведению искусства,
непостижимым мерилом, которым каждый будет измерять
собственную
свою
высоту?
или
же
вы
думаете,
что
она
будет
подобна
арифметической задаче, которую и самый ограниченный и глупый человек будет в
состоянии вполне усвоить себе и решить?
§ 28
Поскольку философия
является
не
познанием
по
закону
основания,
а
познанием
идеи,
ее
надо
причислить
к
искусствам;
но
только
она
не
представляет идею, подобно другим искусствам, как идею, т.е. интуитивно, а -
in abstracto. Но так как всякое изложение в понятиях есть знание,
то в этом
смысле
она
-
наука:
собственно говоря,
она
есть
нечто
среднее
между
искусством и наукой или, вернее, нечто, объединяющее то и другое.
§ 29
Радость
от
непосредственного
и
наглядного, правильного
и глубокого
постижения
общего
и существенного
в
мире,
с
какой-нибудь стороны,
так
велика, что тот, кому
она дается, забывает все остальные
цели, все бросает
для того, чтобы запечатлеть результат такого познания
в
чистых отвлеченных
понятиях,
сохранит
хотя
бы
сухую бесцветную
мумию
его
или грубое
его
отражение
- прежде всего для себя самого, а при случае и
для
других, если
кто-нибудь способен будет оценить это.
§ 30
Представьте себе все человеческое знание в виде многоветвистого дерева,
но
таким
образом, что
от
ствола
отходят
немногие
ветви,
от
которых,
постепенно
разветвляясь,
простираются
бесчисленные,
под
конец
совсем
маленькие веточки. Исследователь
специальной науки
старается соединить две
последние и самые маленькие ветки, что
не представляет затруднения, так как
они расположены очень близко одна от другой. Философ же пыта-
84
ется привести в связь главные ветки, непосредственно идущие
от ствола.
Поэтому он не станет
делать опытов с щелочами и кислотами или предпринимать
кропотливые исследования,
чтобы выяснить, действительно ли в Риме было семь
царей,
или
вычислять
отношение диаметра к
окружности,
чтобы
продолжить
вычисление еще на
несколько десятичных знаков, -
нет,
он будет обозревать
жизнь в целом и
общем и постарается
правильно и во всей полноте уловить ее
главные и основные черты, которые проявляются также и в повседневном опыте.
§ 31
Я
не ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz