гнездится
на
организме,
превращается
в
интеллектуальное
существование, вполне отделенное от их индивидуального существования.
Бесспорно,
это
свойство
делает
духовно
одаренного
человека
преимущественно
перед другими способным к учительству; ибо он не имеет иной
цели,
кроме
познания
ради
самого
познания.
Благодаря
тому что
он
по
собственному влечению всегда мыслит и учится,
он
становится accidentaliter
способным к учительству; conditio
sine qua поп
здесь, значит,
то, что его
мышление и занятия не имеют иной цели, кроме себя самих, даже не имеют целью
поучения
других. Наоборот, обыкновенные
люди, имеющие намерение
сделаться
учителями,
не
осуществляют
его
уже
тем,
что
при
всем
их
усердии
и
принудительном
мышлении
цель
учительства
всегда
находится
у
них перед
глазами
и
препятствует
им
углубляться
в
предметы
исследования.
Преднамеренная
цель
учительства
становится
для них
подобной
канату,
к
которому они привязаны и который препятствует
свободному изучению предметов
исследования.
§ 40
Если разносчик мелочного товара предлагает мужчинам головные шпильки, а
дамам - трубки, его глупость осмеивают; насколько же более
нелепо намерение
философа,
несущего
на рынок истину в надежде сбыть
ее людям: истина - для
людей!!
§ 41
Для философии ничего лучшего
не могло
бы быть, если бы все профессуры
ее
были уничтожены. Этим уничтожилось
бы и величайшее несчастие,
именно -
то, что ищущим истины приходится сталкиваться с ищущими куска хлеба, которые
своей политикой и своими происками
наносят им всякий ущерб, но
никогда
не
оказывают помощи.
91
Философия существует
для
исключительных
людей;
лишь истинный
гений
может ей
споспешествовать; заурядный человек портит ее, как только прибавит
к ней хотя одно
собственное слово. Во что превратилась поэтому философия со
времени
Канта, после того как все ординарные
и экстраординарные вставили в
нее по словечку!
§ 42
Применять
философию
к
желаниям власть имущих и делать ее
орудием их
планов, для того чтобы
получать за это деньги и должности, - это напоминает
мне того, кто идет к причастию с целью утолить свои голод и жажду.
Короче говоря: те, кто
превращает философию, святыню
человечества,
в
орудие мирских целей, подобны идущим к причастию (евхаристии), и т.д.
§ 43
Профессора философии
решительным образом препятствуют ее успехам, и не
только потому, что они сплошь и рядом бездарны; это относится также и к тем,
кто
выступает в качестве философских
писателей, и отстранение непризванных
так же невозможно, как и желательно.
Но профессора не относятся к делу, как
в
большинстве случаев деятели, честно, bonne foi. Так как философия для них
средство к жизни
и
естественно, что их пропитание и содержание
ближе им к
сердцу, чем отвлеченная богиня - истина; так как, далее, философия оказывает
влияние на общественное мнение
и
на государство,
то
отсюда вытекает, что
господа профессора
будут изменять свои философемы
и суждения
о
философии
согласно с изъяснениями
своей
политики
и поэтому
при каждом положении
и
каждом суждении прежде всего
будут думать
о
господине министре
народного
просвещения и его
советниках, затем о прочих чиновных
людях, затем о своих
уважаемых коллегах и прочих кумовьях,
затем об
издателях,
книгопродавцах,
редакторах
журналов и уже под самый конец только о действительной серьезной
истине,
которая, следовательно,
приглашается лишь тогда, когда
все прочие
достаточно повеселились и стол уже пуст. Если,
92
например, бразды
правления держит
какой-нибудь увенчанный тартюф и
в
страхе, что народ может поумнеть, кричит, подобно
Францу Моору: "Иди, звони
во
все колокола, пусть
все спешат в церковь, падут
на колени, все",
- то
любой писательствующий и
голодающий доцент моментально становится набожным,
как молодая богомолка (которая
не что
иное, как
старая блудница). И Бог с
ним! но только ему следовало
бы свои просительные письма писать не в
форме
философских сочинений: в мире
философии этот
тихоня является
жуликом, так ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz