совпадает с
субъектом). От первого класса объектов исходили, напр., Фалес и все ионийцы,
Джордано Бруно и Шеллинг.
От второго класса - элеаты и Спиноза. От третьего
класса - пифагорейцы.
§ 49
Что все
системы истинны и
представляют собою лишь особые точки зрения
на
истину
-
это
справедливо,
прежде
всего,
лишь
при
условии
весьма
значительных ограничений;
иначе в философии
было бы совершенно невозможным
полное заблуждение. Ограничения же до известной
95
степени уничтожают это
положение, так как получается вывод, что только
отчасти истинные системы отчасти истинны.
Но если мы даже и
допустим,
что
крайне
различные,
даже
противоположные одна
другой
системы одновременно
истинны, представляя собою
различные
точки зрения
на
сущность
мира,
то
все-таки
эти точки
зрения будут
низшими или
высшими по
отношению одна к
другой:
высшая
точка
зрения
уничтожает
истинность
низшей,
которая
(истинность) была, следовательно, лишь относительною; а одна точка зрения, с
которой можно бы
обозреть все
другие,
причем относительная
истинность их
превратилась бы в абсолютную ложь, должна быть
высшею точкою зрения;
это и
есть истинная система.
Низшая точка зрения
- это, пожалуй, Аристиппа, но и
она относительно истинна.
§ 50
Сочинения Филона Иудейского
- отвратительные жидовские капуцинады; они
почти
сплошь
состоят
из
крайне
натянутых
и
безвкусных
аллегорических
толкований книг
Ветхого Завета, прежде всего
Моисея; пример
в Vol. I,
р.
342: ???! Содержанием этих книг
ограничивается весь его кругозор
и все его
мысли. Выражение
??? он
в отдельных местах (в особенности в de Allegoriis)
употребляет
в странном значении,
смысл
которого остается темным. Из этого
значения пытались
вывести
Логос
Иоанна.
???
(Philo
de
Monarchia,
ed.
Mangold, II, 225).
§ 51
Из сочинений схоластиков пробиваются по временам
отдельные лучи полной
истины,
но
всегда
искаженные
и
затемненные
христианско-теистическими
догматами,
к
которым истина
должна была
быть совершенно прилажена. Таким
образом,
в
схоластиках философский гений боролся с
глубоко вкоренившимися
предрассудками.
96
§ 52
Якоб Беме все
время старается уловить идеи всех вещей и мог бы постичь
и изобразить их;
но всюду его вновь настигает закон основания и вместо того
принуждает
его
рассказывать
сказки. Таким образом, Беме
похож
на
реку,
которая
могла бы
отражать
виды местности,
если бы ветер
не
волновал ее
течения и не делал поверхность неровною.
§ 53
Время Спинозы было неблагоприятным не только для его деятельности, но и
для его образования.
1) Теизм вкоренился настолько глубоко, что Спиноза не
мог
избежать по
крайней
мере имени Deus,
которое
он и удержал, и тем, что он связал с ним
совершенно другое понятие, он запутал и затемнил всю свою систему.
2) Картезий, благодаря своему онтологическому
доказательству, допустил
крайне грубое смешение первого класса представлений со вторым, т.е. реальных
объектов
с
понятиями;
Спиноза
удержал
это
смешение,
и
оно стало даже
элементом его системы; логическая необходимость (necessario sequi) заняла
у
него место причинной и т.д. Поэтому-то он
и придавал столь большое значение
доказательству (демонстрации).
3) Спиноза не знал ни искусства, ни природы (как знаем ее мы, благодаря
современной
физике
и
т.д.), ни Вед, ни Платона, ни
Канта; его кругозор и
образование были крайне ограниченны; насколько иным был бы он
в наше время!
- В каждом человеке
нужно различать, чем стремится стать его природа, и чем
он
мог
бы
быть,
и
чем стал
он
под
влиянием
искажающих
его
природу
обстоятельств: так,
вид растения нужно отличать
от
захудалого
экземпляра
его, выросшего на никуда не годной почве, близко к полюсу. Так велика власть ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz