2-й отдел логики:
Учение о сущности.
§ 112 "Сущность, как
опосредствованное 1) с самим собою чрез отрицание
самого
себя 2) бытие
есть отношение к
самому себе 3), лишь поскольку
оно
есть и отношение к другому 4), но непосредственно она есть
не
как бытие, а
как положенное и опосредствованное" [1].
1 Конец цитаты переведен по тексту самого Гегеля: "das aber unmittelbar
nicht
als
seyendes,
sondern
als
Gesetztes
und
Vermitteltes
ist".
У
Шопенгауэра
текст
искажен:
"das
unmittelbar nur
als
ein
Gesetztes und
Vermitteltes ist". - Примеч. пер.
Это значится в
4
печатных
строках, в которых содержится
столько
же
бросающихся в глаза противоречий, сколько я обозначил 4 цифрами.
§ 116 "Сущность есть лишь
чистое тождество
и видимость в
себе самой,
поскольку
она - относящееся к
самому себе отрицание, т.е. отторжение самой
себя от самой
себя; сущность
содержит, следовательно, необходимым
образом
определение различия".
109
(Va a far ti bugerare.)
Наглое
бесстыдство этого
шарлатана, подлинная improbitas
его приемов
заключается в том, что он сопоставляет слова,
которые предлагают интеллекту
выполнить совершенно невозможные для него операции, а
именно - противоречия
и бессмыслицы всякого рода; поэтому интеллект при
чтении подвергается таким
же
пыткам, как тело, если ему насильно придавать такие
сгибы и
положения,
которые совершенно противоречат строению его членов.
В общем, гегелевская философия состоит из
3/4 чистейшей бессмыслицы
и
1/4 нелепых выдумок.
Чтобы мистифицировать людей,
нет
ничего удобнее,
как
предложить
им
нечто
такое, что
заставит
их ясно сознать свое
полное непонимание; тогда
они,
в
особенности, по
своей
простодушной
натуре,
-
немцы, тотчас
же
подумают, что тут все дело в их разуме, которому они про себя не особенно-то
доверяют; в то же время они будут, чести ради,
скрывать свое непонимание, а
для этого самое надежное
средство - присоединиться к восхвалению непонятной
мудрости,
которая,
именно
благодаря
этому,
приобретает
все
больший
авторитет,
все
более
импонирует
и
предполагает
все
более
смелости
и
самоуважения
в
том,
кто,
всерьез
доверяя
своему
разуму
и
рассуждая
собственными силами, провозглашает все это дело бессмысленным шарлатанством.
В философии Гегеля все неясно,
кроме ее цели: добиться милости
власть
имущих услужливостью и ортодоксией.
Ясность цели
пикантно
контрастирует с
неясностью
изложения,
а в
конце
огромного тома
напыщенной
галиматьи
и
бессмыслицы
появляется, как арлекин из яйца, благонравная бабья
философия,
которую обычно изучают в четвертом классе гимназии: Бог Отец, Бог Сын и
Бог
Дух
Святой,
истинность
евангелического
и
ложность
католического
вероисповеданий и т.п.
Если можно по произволу смешивать друг с другом понятия
бытия и ничего
[1], то, конечно, все загадки решены и на все проблемы найден ответ.
1 Здесь имеется в виду понятие Гегеля "ничто". - Примеч. сост.
110
§ 75
Гегелевская
мудрость,
кратко выраженная,
сводится
к тому, что
мир,
согласно ей, - кристаллизированный силлогизм.
§ 76
Истинный смысл
гегелевского шарлатанства, как мне кажется,
сводится к
следующему.
Он берет из
Шеллинговой
философии
нижеследующие
2 положения,
чтобы
обосновать на них свой хлам:
1) Бог и мир тождественны [1].
2) Реальное и идеальное тождественны.
1
Кстати
говоря,
"Бог и мир тождественны" - это просто лишь вежливый
оборот для того, чтобы в вежливой форме дать Господу Богу отставку;
ибо мир
понятен сам собою, и нет нужды, чтобы кто-либо о нем заботился.
(Я уж не обращаю внимания на то, что оба
положения
говорят отчасти
о
неопределенных, отчасти о ложно понятых понятиях.)
Далее он говорит: "Если Господь
Бог тождествен с
миром, то
тем более
тождествен Он с человеком. Отсюда следует, что мир создал
человек (ибо ведь
это именно, как нам известно, сделал Господь Бог); поэтому мир не
что иное,
как его, Господа Бога или человека, мысль, ставшая действительностью; именно
поэтому и
реальное и идеальное тождественны. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz