же, чем
глаз
- для внешнего
чувства
и
по
отношению к
пространству.
Но подобно
тому как
зрительное
восприятие предметов важно, лишь поскольку
оно возвещает нам о
возможности
осязать их,
так
и
вся
важность понятий лежит
в конце
концов
все же
в
конкретных
представлениях,
к
которым
они
относятся.
Поэтому
человек
непосредственный
придает
гораздо
большее
значение
познанию
с
помощью
рассудка, чувственности, чистой чувственности и познанию субъекта
воли (все
это он обозначает попросту словом чувство), чем познанию с помощью понятий и
разума; он предпочитает эмпирическую и метафизическую истину логической.
119
Педанты же, пустословы,
резонеры и буквоеды ценят одно только познание
с
помощью разума и логическую истину.
Поэтому и в математике
они лишь там
хотят усматривать познание,
где им дано
(по
существу
чуждое
математике)
логическое
основание, а
закон
бытия,
который метафизически
представляет
истинную очевидность, оставляют совершенно без внимания или же
презрительно
называют его чувством.
Поэтому-то они, далее, именно Фихте (к сожалению, до
известной степени
и
Кант),
чистую, непосредственно
при
сознании мотивов
проявляющуюся добродетельную волю объявили в морали
лишенной всякой
цены и
заслуги,
как
чувство
и
минутный
порыв,
и
хотят
считать
поступок
добродетельным лишь в том случае, если он возник
из абстрактной, в понятиях
разума выраженной максимы. Они подобны
тем, кому светильник нравится более,
чем античное изваяние, освещать которое он поставлен.
§ 96
Слово абсолют (Absolut), взятое
само
по
себе, есть нечто
совершенно
бессмысленное.
Ибо
оно
-
прилагательное
(absolut),
т.е.
обозначение
предиката, а
предикат
должен относиться
к
какому-нибудь объекту. Но ведь
закон
основания, неоспоримый
закон, гласит, что
каждый объект находится в
необходимой связи с
каким-либо другим; предикат же абсолютное
(absolut) не
выражает ничего другого,
кроме отрицания
связи с чем бы
то
ни
было; это
противоречит всякому объекту,
- следовательно, предикат этот не может
быть
высказан ни о каком объекте, ибо тем самым последний был бы уничтожен.
Так
как
субъект не
есть объект, т.е.
он непознаваем,
то ему нельзя
приписывать никакого предиката, - значит, и предиката абсолютного (absolut).
Для
чего
же тогда
нужен этот
самый абсолют?
Для
Фихте-Шеллинговой
философии.
120
§ 97
Истинное и
полное содержание
понятия быть [1] (с
которым так носятся
современные
горе-философы и
для которого
охотно
измышляют неэмпирическое
происхождение) -
это "наполнение данного
момента"; а так как данный момент
времени, как я
уже давно сказал, является точкою соприкосновения объекта
с
субъектом, то бытие присуще обоим им, т.е. то, что есть, познает
ли оно или
познается, - относится к первому классу представлений.
1 Быть - неопределенное наклонение связки.
Поэтому я могу
сказать себе: "До моего рождения меня
не было", т.е. я
не наполнял собою данного момента времени. Точно так же: "Сократа уже нет".
Очевидно,
что
понятие это -
эмпирического происхождения, хотя
оно и
самое общее из всех понятий, абстрагированных из опыта.
Действительно
априорные познания и не нуждаются
в
этом понятии,
они
даже не
знают его,
ибо они
касаются чистых форм,
т.е. того,
что есть во
всякое время и не зависит от данного момента.
§ 98
Часто
известное
положение бывает
априорным
по
отношению к
частной
высказываемой в
нем истине, но апостериорным
по
отношению к общей истине,
лежащей в
основе частной; напр.,
если кто
говорит:
"Вода на очаге сейчас
должна закипеть", не заглядывая в воду, - ибо он
знает, что температура там
выше 80°.
§ 99 ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz