нам извне,
подобно тому как чужая мелодия проходит чрез наши уши, однако при взгляде на
прошлую нашу жизнь мы видим уже, что она состоит сплошь из
вариаций на одну
и ту же тему (которою слу-
178
жит характер) и всюду слышится один
и тот же основной бас. Это
каждый
может и
должен испытать на
себе.
Но существует
еще и определенный, ясный
интеллектуальный
характер,
в
теоретической
сфере,
которым
обладает
не
всякий,
ибо
здесь
определенная индивидуальность - гений, она представляет
собою
оригинальное
мировоззрение,
которое
предполагает
уже
совершенно
незаурядную
индивидуальность,
образующую
сущность
гения.
Этот
интеллектуальный характер и служит тою темою, вариациями на которую являются
все творения
одаренного им человека. В одной написанной в Веймаре статье
я
назвал это
тою хваткою, с помощью
которой гений создает все свои творения,
как бы разнообразны они ни были. Этот
интеллектуальный
характер определяет
физиономию
гениальных людей, которую я назвал бы теоретической физиономией,
и налагает на нее
отпечаток превосходства,
выражающийся главным
образом в
глазах
и
во
лбу; у людей
заурядных
имеется лишь
слабое
подобие
такой
теоретической физиономии. Напротив, практическая физиономия, выражение воли,
практического
характера, собственно морального настроения, имеется
у всех;
сказывается она главным образом в очертаниях рта.
§ 227
Если бы мне пришлось писать о скромности, я сказал бы: я слишком хорошо
знаю высокочтимую публику, писать для которой я
имею честь, чтобы я решился
гласно
высказать свое мнение о добродетели скромности. Также соглашаюсь я с
тем,
что моя
особа слишком
для этого скромна и что
я должен
с возможным
тщанием
упражняться в
сей
добродетели.
С
одним
только я
не
соглашусь
никогда,
именно
-
что
я
от
кого-либо
требовал
скромности,
и
всякое
утверждение такого требования с моей стороны отвергаю как клевету.
179
Ничтожество
большинства
людей
принуждает
немногих
гениальных
или
заслуженных людей
вести
себя
так,
как будто
они
сами
игнорируют
свое
значение
и,
следовательно, незначительность
других,
ибо
лишь
при
этом
условии
толпа
согласится
терпеть
их заслуги.
Из
этой нужды
и
сделали
добродетель, называемую
скромностью. Скромность, в
сущности,
- лицемерие,
которое извинительно только потому, что им хотят пощадить чужое ничтожество.
§ 228
В отношении человеческого
горя бывает два
противоположных
настроения
нашего духа.
В одном человеческое горе дано нам непосредственно, в нашей собственной
личности, в нашей собственной
воле,
которая страстно хочет и всюду
терпит
крушение, что именно
и есть страдание. Следствием
этого бывает то, что она
хочет
все сильнее,
как это проявляется во всех аффектах
и страстях, и это
все более и более сильное хотение оканчивается лишь там, где воля испытывает
обращение и
полное
отречение, т.е. где
наступает
искупление. Кто всецело
находится в описанном настроении, тот будет взирать
на чужое
благополучие,
встретившееся ему, с завистью, на чужое страдание - без участия.
В
настроении, противоположном этому, человеческое горе дано
нам
лишь
как
познание,
т.е. косвенно.
Созерцание
чужого страдания
преобладает
и
отвлекает наше внимание от собственного горя. В личности других воспринимаем
мы
человеческое
страдание,
мы
полны
сострадания,
и
результатом
этого
настроения
является
благоволение ко
всем, человеколюбие:
всякая
зависть
исчезает, и
вместо этого нам доставляет радость
видеть, если кто-нибудь из
мучающихся людей испытывает некоторое облегчение, некоторую радость.
Точно так же и
в отношении
к человеческой
дрянности
и испорченности ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz