существует два противоположных настроения.
В
одном мы воспринимаем
испорченность
косвенно,
на
других.
Отсюда
возникают нерасположение, ненависть и презрение к человечеству.
В другом мы
воспринимаем испорченность непосредственно, на себе самих;
отсюда возникают смирение и даже сокрушение.
180
Для оценки морального достоинства человека весьма важно,
какие из этих
четырех настроений попарно (именно,
одно из каждого отдела) господствуют
в
нем. В очень выдающихся
характерах
господствуют второе настроение
первого
отдела и второе настроение второго.
§ 229
Абсолютная заповедь (категорический императив)
-
противоречие: всякая
заповедь
условна.
Безусловно необходимо долженствование, в смысле
законов
природы.
Моральный
же закон вполне условен. Есть такой мир и такое воззрение на
жизнь, при которых моральный
закон лишен всякой силы и значения. Этот мир и
есть,
в
сущности, реальный мир, в
котором мы живем
как
индивидуумы, ибо
всякое
отношение
к
моральности
есть
уже отрицание этого
мира и
нашего
индивидуума.
А
такое воззрение -
это как раз и есть воззрение
по
закону
основания, в противоположность созерцанию идей.
§ 230
Хотя,
ввиду
вневременного
единства
умопостигаемого
характера,
эмпирический характер
не может меняться и всегда должен оставаться тем
же,
однако развивается он лишь со временем и показывает самые различные стороны.
Ибо
характер слагается из
двух факторов: один
- это самая воля
к
жизни,
слепое влечение, называемое силою темперамента; другой фактор - то обуздание
воли, которое
наступает,
когда
познала
мир, т.е. опять-таки самое
себя.
Поэтому человек сначала может следовать своим желаниям, пока не познает, как
жизнь
??? [1],
как
обманчивы
ее наслаждения,
какие
в ней есть
ужасные
стороны:
так образуются
отшельники,
кающиеся
Магдалины.
Впрочем,
нужно
заметить, что
такой поворот возможен
лишь от полной
наслаждений
жизни
к
аскетической, добровольно отрекающейся от наслаждений, но не
181
от
жизни, действительно
полной зла,
-
к
добродетельной. Ибо
самый
прекрасный душою человек может
жадно и невинно пить сладость жизни, пока он
не знает ее с ее
ужасной
стороны; однако такой человек не может
совершить
злого дела, т.е. причинить другому страдание, чтобы себе доставить
радость,
так
как
пред глазами его тогда явственно встанет то, что
он делает, и он,
несмотря на юность и неопытность, увидит чужое страдание столь же явственно,
как
и собственные
наслаждения.
Поэтому
всякое
злое дело служит
порукою
бесчисленного множества других, когда обстоятельства дадут к тому повод.
1 с испорченной сердцевиной.
§ 231
Когда Сведенборг в "Vera Christiana religio",
§ 400, говорит, что хотя
эгоистический человек телесными очами смотрит на
других
тоже как на людей,
но очами
духовными он смотрит как на людей лишь на себя и на своих близких,
а на остальных, в сущности,
как на маски, - то это по внутреннейшему смыслу
своему
то же, что предписание Канта:
"Должно смотреть на других всегда как
на
самоцель,
но
не как
на средство". Но как различно выражена эта мысль:
насколько
жизненно,
превосходно, наглядно,
непосредственно,
законченно у
Сведенборга
(манеру
которого
писать и способ мыслить я
вообще
не нахожу
приятными) и насколько
косвенно, абстрактно,
с помощью
выводного признака
высказано это у Канта!
§ 232
Христианство говорит: "Возлюби ближнего, как самого себя". Я же сказал:
познай
в
своем ближнем
поистине
и на деле самого
себя и
в далеком тебе
познай опять-таки то же.
182
§ 233
Нигде
сущность плача
не
изображена правильнее,
чем в
той сцене,
в
которой
Гомер заставляет Одиссея
плакать, когда
он у царя феаков Алкиноя,
никем
не
узнанный,
слушает,
как
???
повествует
в
песне
историю
его
собственной
жизни: ибо здесь
в высшей ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz