напротив,
я
предложил бы
назвать познанием
согласно
принципу
Tat
twam-asi;
оно
показывает
нам
все
существа
как
тождественные с нашим я; поэтому их вид возбуждает в нас сожаление и любовь.
'Первый способ познания разделяет индивидуумы непреодолимыми границами;
второй уничтожает разграничение,
и они
сливаются вместе. Первый заставляет
нас при виде всякого существа чувствовать: "это
- я", другой: "это - не-я".
Но
замечательно
то,
что
при виде
чужого
страдания
мы
чувствуем
себя
тождественными с
другими, откуда и вытекает сострадание; напротив, при виде
чужого
счастия
дело обстоит
не
совсем
так: последнее всегда
возбуждает
некоторую зависть; и даже где этого не бывает, как при счастии наших друзей,
наше участие все
же
слабо; так что его и сравнивать нельзя с участием к их
страданиям;
см. Руссо. Не
оттого ли это
происходит, что мы считаем всякое
счастье призрачным? или оттого, что мы считаем его препятствием к достижению
истинного блага? [1]
1
[Позднейшая
приписка:] Нет, а потому, что
вид всякого удовольствия
или
обладания, которого мы лишены, возбуждает зависть, т.е.
желание самому
обладать или наслаждаться вместо другого.
Лишь первый способ познания допускает доказательство с помощью
разума;
второй путь -
как бы врата мира и не имеет никакого подтверждения вне себя:
разве - то очень отвлеченное и трудное, которое содержится в моем учении.
185
Почему в одном человеке перевешивает один
способ познания, в другом же
- другой, хотя
ни в
ком не господствует вполне
исключительно один способ;
почему,
смотря по тому, как возбуждена воля,
выступает то
тот, то другой:
все это - глубокие проблемы. ??? [1].
1 Ибо близки к ночи и близки ко дню пути.
§ 239
Большая
изначальная
разница
между
эмпирическими
характерами
-
несомненный факт, -
это различие основывается, в конце концов, на отношении
воли к силе познания в индивидууме. А это отношение, в конце концов, зависит
от силы воли у отца
и от силы познания у
матери. Встреча
же родителей, по
большей
части,
- случайность.
Отсюда, если бы различие между родителями и
сыном
не относилось,
в сущности,
лишь к явлению и всякая
случайность
не
была, в
основе
своей, необходимостью,
-
мир
по существу своему
был
бы
возмутительно несправедлив.
§ 240
Если бы воля
проявлялась только в одном каком-нибудь
поступке, то
он
был
бы
свободный. Но она проявляется во всем течении
жизни, т.е.
в
ряде
поступков;
каждый отдельный
поступок
в
силу
этого определен
как
часть
целого,
и
не
может произойти
иначе.
Напротив,
ряд
поступков
в
целом
свободен, так как он - именно проявление этой индивидуализированной воли.
§ 241
У древних дружба была одною из
основных
глав морали.
Но дружба - это
ограниченность и
односторонность: ограничение одним индивидуумом
того, что
должно
бы
быть
обращено
на
все
человечество,
воспризнания
своего
собственного существа;
в
лучшем
случае дружба
- компромисс
между
таким
воспризнанием и эгоизмом.
186
§ 242
Если человек не
совершает
злого
поступка, к которому чувствует
себя
склонным, то причиною этого бывает или 1)
страх наказания или мести; или 2)
суеверие, т.е. страх наказания в будущей жизни; или 3)
сострадание (которое
включает
всякую человеческую
любовь);
или
4)
чувство чести,
т.е. страх
позора; или 5) честность, т.е. объективное стремление к верности
и доверию,
с решимостью свято придерживаться их,
так как они
являются основою всякого
свободного общения между людьми и поэтому часто и нам служат на благо. И эта
мысль, хотя и не
как
мысль,
но лишь как чувство, оказывает свое
действие
часто; именно она заставляет многих
честных людей, когда им
представляется
большая,
но
честная
выгода,
отказываться
от
нее
с ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz