презрением,
гордо
восклицая:
"Я - честный человек!" Ибо
чего
ради, помимо
этого,
стал
бы
бедняк,
которого делает бедным именно существование богатого, чувствовать к
чужой
собственности,
ставшей достоянием богача благодаря
случаю
или
еще
худшим силам, столь искреннее уважение, что он не касается ее даже в нужде и
даже при надежде на безнаказанность? Какая иная мысль может лежать
в основе
этой честности?
Но
он
решил не выделять
себя из
великой общины
честных
людей,
которые владеют землею и законы которой
признаны всюду: а он знает,
что один только нечестный
поступок навсегда изгонит
его из
этой общины
и
подвергнет проскрипции. На плодородное
поле
нужно и
потратиться, принести
ему жертвы.
При хорошем поступке, т.е. при таком, в котором собственная выгода явно
приносится
в
жертву чужой,
мотивом
бывает или
1) своекорыстие,
которое
скрывается
под этим хорошим поступком; или 2) суеверие,
т.е. своекорыстие,
обращенное на награду
в будущей жизни; или
3)
сострадание;
или 4)
щедро
дающая
рука, т.е. приверженность
к максиме, что в нужде мы должны помогать
друг другу, и
желание строго соблюдать ее, в предположении,
что когда-либо
она обратится на пользу и нам.
187
Как
видно отсюда, для
того, что Кант
называет хорошим поведением
на
основании долга и ради долга, совсем не остается
места.
Кант сам
говорит,
что весьма
сомнительно, чтобы
известный
поступок
когда-либо
определялся
только
долгом;
я же скажу,
что наверное - нет, ибо это
пустые
слова, за
которыми не скрывается ничего, что действительно могло бы двигать человеком.
На
самом деле
человеком, который
приводит в
оправдание эти слова, движет
одно из пяти перечисленных влияний. Сострадание
между ними, очевидно,
одно
только вполне чисто.
§ 243
Источником лжи всегда служит намерение распространить господство
своей
воли
на
другие
индивидуумы, отринуть
их
волю,
чтобы
тем удобнее
было
утверждать
свою;
следовательно,
ложь
как
таковая
происходит
от
несправедливости,
зложелательства,
злости.
Вот
почему
правдивость,
искренность,
простодушие, прямота
непосредственно признаются и ценятся как
похвальные и благородные духовные свойства, так как мы предполагаем, что тот
человек,
который
обнаруживает
эти
качества,
не
замышляет
ничего
несправедливого, ничего злого и не нуждается поэтому ни в каком притворстве.
Кто откровенен, тот не питает ничего дурного.
§ 244
Известный род мужества происходит от одного корня с сердечною добротою,
именно оттого, что одаренный им человек почти так же ясно сознает свое бытие
в других индивидуумах, как и
в себе
самом. Каким
образом возникает отсюда
сердечная доброта, это я показал уже не раз. Это сознание порождает мужество
оттого, что человек меньше держится за свое индивидуальное бытие, так как он
почти
в
той
же
мере
живет
в
общем
бытии всех
существ и поэтому мало
заботится о своей жизни и обо всем, с нею связанном. Но это далеко не всегда
бывает источником мужества, ибо
это явление от различных причин. Только это
- самый благородный вид мужества, и он проявляется в том, что связан здесь с
большою кротостью и терпением.
188
Мужчины такого рода неотразимы для женщин.
§ 245
Добрый и злой характеры возможны
лишь a potiori:
абсолютно не даны ни
тот
ни
другой. Различие между ними
создается
пограничным
пунктом
между
областью, в которой безусловно поступаются своею
пользою ради
чужой, и той
областью, в которой этого
не бывает. Если этот пограничный пункт
лежит как
раз посредине, то человек справедлив. Но у
большинства людей он лежит таким
образом,
что
лишь один
вершок чужого
блага
приходится
на десять
сажен
собственного.
§ 246
Все
общие правила и предписания для человека недостаточны потому,
что
они исходят из ложного предположения о полной или почти полной
одинаковости
свойств
людей
-
положение,
даже
решительно
выставляемое
философией
Гельвеция; ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz