Портрет

Артур Шопенгауэр

  Произведения


МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

 

§3

Главное различие между всеми нашими представлениями сводится к различию между интуитивным и абстрактным. Последнее составляет только один класс представлений - понятия: они на земле - достояние одного лишь человека, и его способность к ним, отличающая его от всех животных, искони называется разумом1. Мы потом рассмотрим эти отвлеченные представления особо; сначала же будем говорить исключительно об интуитивном представлении. Оно объемлет весь внешний мир, или совокупность опыта вместе с условиями его возможности. Как я сказал, очень важным открытием Канта является то, что именно эти условия, эти формы опыта, т. е. самое общее в восприятии его, всем его проявлениям одинаково свойственное, - время и пространство - сами по себе, независимо от своего содержания, могут быть предметом не только отвлеченного мышления, но и непосредственного воззрения; при этом такое воззрение не есть полученный из опыта путем повторения образ фантазии: нет, оно настолько независимо от опыта, что, напротив, последний надо считать зависимым от него, ибо свойства пространства и времени, как их a priori познает воззрение, имеют для всякого возможного опыта силу законов, сообразно которым он всюду должен происходить. Вот почему в своем трактате о законе основания я рассматривал время и пространство, поскольку они созерцаются чистыми и вне содержания, как особый и самостоятельный класс представлений. И как ни важно то открытое Кантом свойство названных общих форм воззрения, что они могут служить предметом интуиции сами по себе и независимо от опыта и что они познаваемы во всей своей закономерности, - на чем и зиждется математика со своей непогрешимостью, - все же не менее достойно замечания и то их свойство, что принцип достаточного основания, определяющий опыт в качестве закона причинности и мотивации и мышление в качестве закона обоснования суждений, выступает здесь в совершенно особой форме, которую я назвал основанием бытия, которая во времени является последовательностью его моментов, а в пространстве - положением его частей, до бесконечности взаимно определяющих одна другую.

Кому из моего вступительного трактата сделалась ясной совершенная тождественность содержания закона основания при всем разнообразии его видов, тот убедится, как важно для уразумения внутренней сущности этого закона познание именно самой простой из его форм как таковой; подобной формой мы признали время. Как в нем каждое мгновение существует лишь постольку, поскольку оно уничтожило предыдущее, своего отца, для того чтобы столь же быстро погибнуть самому; как прошедшее и будущее (помимо результатов своего содержания) столь же ничтожны, как любое сновидение, а настоящее служит только непротяженной и неустойчивой границей между тем и другим, - так мы увидим эту самую ничтожность и во всех других формах закона основания и поймем, что как время, так и пространство, и как оно, так и все, что есть в нем и во времени, т. е. все, что вытекает из причин и мотивов, все имеет только относительное бытие, существует только через другое и для него, однородного с ним, т. е. тоже лишь настолько действительного. Сущность этого взгляда стара: в нем выражал Гераклит свое сетование на вечный поток вещей; его предмет низводил Платон на степень того, что - всегда становящееся, но никогда не сущее; Спиноза назвал это лишь акциденциями единственно сущей и пребывающей всеединой субстанции; Кант познанное таким образом противопоставлял, как простое явление, вещь в себе; наконец, древняя мудрость индусов говорит: «Это Майя, покрывало обмана, застилает глаза смертным и заставляет их видеть мир, о котором нельзя сказать - ни что он существует, ни что он не существует; ибо он подобен сновидению, подобен отблеску солнца на песке, который путник издали принимает за воду, или - брошенной веревке, которая кажется ему змеей». (Эти сравнения повторяются в бесчисленных местах Вед и Пуран.) И то, что все эти мыслители подразумевали и о чем они говорили, это именно то, что и мы теперь рассматриваем: мир как представление, подчиненный закону основания.

 


1. Кант запутал это понятие разума; отсылаю к приложению и своим «Основным проблемам этики» (§ 6). ^

 

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

HOME |Новости | Биография | Произведения | Писатели о Шопенгауэре | Афоризмы | Рефераты | Ссылки