|
это
тем,
что
жизнь
всякого
животного,
а
также
и
человека
отдана на
произвол
самых незначительных
случайностей, и природа нисколько не заботится об его защите. Вот
по
вашей
дороге
ползет
насекомое: малейший, незаметный
для
вас поворот вашей ноги
имеет решающее значение для его жизни и смерти. Посмотрите на лесную улитку:
без всяких орудий для бегства, для
обороны, для
обмана, для укрывательства
она
представляет собою
готовую добычу для всех
желающих.
Посмотрите, как
рыба беспечно играет
в
еще
открытой сети, как лень
удерживает лягушку от
бегства, которое могло бы ее
спасти, как
птица не замечает сокола, который
кружит над нею, как волк из-за кустарника
зорко высматривает овец. Все они,
мало заботливые и осторожные, простодушно
бродят среди
опасностей, которые
каждую
минуту грозят
их существованию. Таким образом, природа, без всякого
раздумья отдавая свои невыразимо искусные организмы не только в добычу более
сильным
существам, но и предоставляя их произволу
слепого
случая, капризу
всякого дурака, шаловливости всякого ребенка, --
природа говорит
этим, что
гибель
индивидов
для
нее
безразлична, ей не
вредит,
не имеет
для
нее
никакого значения и что в указанных случаях беспомощности животных результат
столь же ничтожен, как и
его причина. Она весьма
ясно выражает это,
и она
никогда
не лжет, но только
она
не комментирует своих
вещаний, а
говорит
скорее в лаконическом стиле оракула. И вот, если
наша общая
Мать всего так
беспечно
посылает
своих
детей навстречу тысяче
грозящих опасностей,
без
всякого покрова
и защиты, то
это возможно лишь
потому, что она знает, что
если они падают, то падают только
обратно
в ее же лоно, где и находят свое
спасение, так что это падение -- простая шутка. С человеком она поступает не
иначе,
чем с животными; и на него, следовательно,
тоже распространяется ее
девиз:
жизнь или смерть индивида для нее
безразличны. Поэтому, в известном
смысле, они должны быть
безразличны и для нас, так как ведь мы сами -- тоже
природа.
И
действительно, если
бы только наш взгляд
проникал
достаточно
глубоко, мы согласились бы
с природой и на смерть или жизнь смотрели бы так
же равнодушно, как
она.
А покамест эту беспечность
и равнодушие природы к
жизни индивидов мы, путем рефлексии, должны объяснять себе в том смысле, что
гибель подобного единичного явления нисколько не затрагивает его истинного и
внутреннего существа.
Если
далее принять
в расчет,
что не только
жизнь и смерть,
как
мы
только что видели, зависят
от самой ничтожной случайности, но что и
вообще
бытие органических существ эфемерно и животное и растение сегодня возникает,
а завтра гибнет.
Обратим внимание,
что рождение и смерть
следуют друг
за
другом в быстрой смене, между тем как неорганическому царству, которое стоит
гораздо ниже, суждена несравненно большая долговечность, а бесконечно долгое
существование
дано
только
абсолютно
бесформенной материи, за которой
мы
признаем его даже a priori. Если принять все это в расчет, то, думается мне,
даже при
чисто эмпирическом,
но
объективном и беспристрастном
восприятии
такого порядка вещей сама собою должна возникнуть мысль, что этот порядок --
лишь
поверхностный
феномен,
что
такое
беспрерывное
возникновение
и
уничтожение совершенно
не затрагивает
корня вещей, а только относительно и
даже
призрачно, и
не
распространяется
на
истинную,
внутреннюю сущность
каждой
вещи,
везде
и
повсюду
скрывающуюся
от
наших
взоров
и глубоко
загадочную,
-- ту сущность,
которая
невозмутимо продолжает при этом
свое
бытие,
хотя мы и не видим и
не
понимаем, как это происходит, и
вынуждены
представлять
себе
это
лишь
в
общих
чертах, в
виде
какого-то
tour de
passe-passe{sup}254{/sup}.
{sup}254 {/sup}давно прошедшего времени (фр.)
Действительно, то, что самые несовершенные, низшие, неорганические вещи
невредимо продолжают свое существование, между
тем как наиболее совершенные
существа,
живые,
со
своей
бесконечно
сложной
и
непостижимо
искусной
организацией, постоянно должны возникать сызнова и сызнова и
через короткий
промежуток
времени обращаться
в абсолютное ничто, чтобы ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140